Автор саундтрека к нескольким играм Konami, таким как Sparkster, Contra и Gradius, Акира Ямаока главным образом известен своей работой над Silent Hill в качестве композитора семи игр серии и как продюсер Silent Hill 3 и 4.
Музыка и звуки игр Silent Hill имеют важное значение для создания уникальной атмосферы серии, и Акира Ямаока любезно согласился ответить на некоторые наши вопросы о процессе, лежащем в основе его музыкальных чудес.
Как вы стали музыкантом? Это была детская мечта?
Акира: В школьные годы я планировал стать дизайнером в области архитектуры и промышленного дизайна. Однажды я купил компьютер для учёбы и дизайна, и он шёл с предустановленной программой для создания музыки. Она была не очень продвинутой, но я понял, что получаю наслаждение, создавая в ней музыку.
В конечном счёте, я начал посылать некоторые треки, созданные в этой программе, на конкурсы и выигрывал различные призы. Получая такие награды и призы, мне выпала возможность познакомиться с музыкальным и игровым продюсером, который в качестве работы предложил мне написать музыку — это и стало началом моей музыкальной карьеры. Честно говоря, я не думал, что музыка станет моей окончательной профессией и считал, что возможно когда-нибудь стану дизайнером.
Вы интересовались видеоиграми, когда начали работать в Konami?
Акира: Да, я всегда любил видеоигры, что РС, что консольные, и это одна из причин, почему я стал создавать музыку для игр.
Какой был ваш метод при работе над такими играми как Sparkster, Contra или Gradius? Вы играли в них, прежде чем приступить к созданию музыки?
Акира: Да, я играл в каждую игру, прежде чем начинал писать музыку. Как правило, на правом мониторе у меня запущена игра, а левый монитор используется для работы над музыкой. Таков мой метод. Как игровой продюсер, я думаю, что чрезвычайно важно поиграть в игру и испытать то, что будут испытывать игроки.
Как вы начали работать над Silent Hill?
Акира: Вначале Konami планировала создать хоррор-игру. Была сформирована команда из людей, взятых из разных проектов компании. В то время мы намеревались использовать сюжет существующего романа вместо оригинального сценария. Однако, из-за проблем с авторскими правами нам не удалось этого сделать, и вот так мы пришли к оригинальной истории Silent Hill.
Музыка является важной составляющей уникальной атмосферы Silent Hill. Что стояло за созданием саундтреков Silent Hill?
Акира: До Silent Hill я много думал об игровых саундтреках, и на мой взгляд им не хватало креативности. При работе над Silent Hill я хотел заново изобрести стиль создания игровой музыки и поменять правила. Вместо предсказуемой фоновой музыки я пытался использовать только атмосферные звуки или шум при приближении врага. Музыка в Silent Hill — это результат попытки заставить людей почувствовать страх или неприязнь при помощи символического звука, а не визуальных признаков.
Как бы вы описали саундтреки Silent Hill?
Акира: Я думаю, что саундтреки Silent Hill имеют уникальный стиль в жанре. Он образовался не только как «изменение существующего музыкального стиля», но и выступает в качестве нового музыкального стиля видеоигр.
Как вы стали продюсером Silent Hill 3 и 4? Это облегчило вашу работу как композитора?
Акира: В принципе, мне нравится страх и интересен жанр ужасов. Первоначально я принимал участие в серии Silent Hill в качестве звукового дизайнера, но также я делился своим мнением о проекте, структуре и создании игры, что в итоге дало мне возможность стать продюсером серии. Даже будучи звуковым дизайнером вы должны знать и понимать всё об игре, включая её смысл и послание, потому что каждой из этих составляющих необходим звук.
Что касается видения и понимания всего проекта, то роли продюсера и звукового дизайнера очень похожи. Тем не менее, продюсер — более сложная позиция, потому что он/она также должен руководить людьми в команде, и требуется другой набор навыков и способностей, чем для звукового дизайнера.
Можете рассказать о своём сотрудничестве с Мэри Элизабет МакГлинн?
Акира: Я хотел использовать вокальные композиции в Silent Hill 3. Мы организовали прослушивание и отобрали некоторых людей, но так и не нашли человека, который бы вокально соответствовал моим представлениям. Во время прослушивания один агент познакомил меня с режиссёром озвучивания, который отбирал людей на прослушивание. Это была Мэри.
Мэри очень опытная и талантливая голосовая актриса и режиссёр. Она замечательная личность, а во время пения её голос может выразить массу эмоций. По этим причинам я и начал с ней сотрудничать более 10 лет назад.
Какой ваш любимый саундтрек?
Акира: Вуди Джексон — один из моих любимых композиторов. Его саундтрек к Red Dead Redemption по-настоящему эмоциональная работа. Музыкальные идеи Вуди всегда креативны и в новинку. Мне кажется, что его представление о «новизне» схоже с моим.
Пугает ли вас Silent Hill как игра? Что на ваш взгляд делает Silent Hill такой популярной хоррор-игрой?
Акира: Она меня, конечно, пугает. Чувство страха, также как комедии и юмор, сильно зависит от культуры. Иногда что-то пугает японцев, но не пугает иностранцев, и наоборот. Похоже, с этой точки зрения Silent Hill отличается от других популярных хоррор-игр. И мне кажется, это действительно уникальный случай в жанре хоррора. Несмотря на то, что не стояло задачи популяризации хоррора, Silent Hill стал популярным благодаря своей уникальности.
Вы поклонник ужасов? Какой у вас любимый фильм ужасов?
Акира: Я большой поклонник Дарио Ардженто. Suspiria — мой любимый фильм на все времена. Я не особо люблю зомби, потому что мне хочется в произведениях наблюдать экспрессию, психологические темы и эмоции. Пусть это и не ужасы, но ещё мне нравится Das Experiment, в котором показана человеческая извращённость.
Какая ваша любимая видеоигра?
Акира: Deadlight (Tequila Works) и Beyond: Two Souls. Я люблю эти игры, потому что они привносят опыт, выходящий за рамки категории игр.
Какие у вас предстоящие проекты?
Акира: Возможно, в ближайшем будущем я поделюсь с вами кое-чем новым и захватывающим!