Часть 4. Анализ персонажей

1-8. Палитра рациональности человеческого сознания в Silent Hill 1

Каждый человек на протяжении жизни познает окружающий его мир и составляет субъективную картину законов этого мира, таким образом раз и навсегда проводя для себя достаточно четкую границу между "возможным" и "невозможным". К примеру, единожды утвердившись в мысли о том, что твердая земля под ногами никогда внезапно не превратится в ржавую решетку, человек всю жизнь цепляется за это убеждение, считая его единственно верным и не принимая иных вариантов - и на подобных убеждениях основывается рациональное мировоззрение каждого из нас. Но что случится, если все законы, в которые вы верили, вдруг начнут рушиться у вас на глазах? Будете ли вы пытаться мыслить рационально, соответствуясь лишь с тем, что считали истиной ранее, или пересмотрите все ваши убеждения, адаптируясь к новым "правилам"?

Среди прочих вопросов, поднятых в SH1, особое место занимает проблема рационализма, способности людей принимать окружающую их действительность и верить в невозможное, проблема конфликта между реальностью и человеческим разумом. Для лучшего отображения данного философского вопроса создатели представили нам палитру рациональности, выраженную в персонажах SH1,- давайте попробуем проследить ее от начала и до конца:

а) Первой границей палитры является образ Сибил Беннетт - она свято верит в неизменность порядка вещей, здравый смысл является ее главной опорой в жизни, опорой, которая должна поддерживать не только Сиб, но и всех людей, которых она (как истинный полицейский) должна "защищать и оберегать". Для Сибил не существует таких вещей, как мистика или магия - даже сталкиваясь с ними, она скорее предпочтет закрыть глаза и сохранить свою опору ("Darkness devouring the town? Must be on drugs"),- но по сюжету SH мы видим, что, находясь в темноте, просто закрывать глаза недостаточно для того чтобы кошмар отступил.

б) Далее следует Майкл Кофманн - он может принять мистику (даже веровал в силу Аглаофотиса), но является достаточно практичным человеком, в первую очередь думающим о собственной выгоде, и верит в неизбежное торжество человеческого разума. Но именно из-за чрезмерной эгоистичной самоуверенности и убежденности в верность собственной рациональной логики в конце концов Кофманн оказывается неспособен ни предотвратить начавшуюся отчасти по его вине трагедию, ни даже спасти самого себя. На примере доктора-бедолаги создатели демонстрируют нам, что логика не может стать светом и опорой в темноте и хаосе истерзаной души.

в) Лиза Гарланд может сопереживать, а значит, может и верить. Она верит в альтернативный мир, но видит в нем скорее совершенно независимую реальность, приносящую только боль людям, находящимся в ней, и поэтому не может с ней смириться, закрыть глаза на боль - свою или чужую, неважно. Лиза ищет выход, но вместо того, чтобы искать его в себе, ждет помощи от других. Быть может, возлагая надежды на окружающих людей, веря в доброту и сочувствие, девушка жестоко ошибалась?

г) Последней надеждой Гарри Мэйсона остается его дочь - Шерил. Без нее Мэйсону будет уже все равно, в какой реальности он находится - без Надежды любой мир станет сплошным кошмаром для писателя. Ему некуда бежать, негде прятаться - и поэтому у главного героя остается только два выбора: либо окунуться в чужой кошмар с фонариком надежды в руках, в поисках своей утраченной жизненной опоры; либо находиться в собственном кошмаре всю оставшуюся жизнь.

д) Далия Гиллеспи посвятила себя (и не только) Богу - могла ли она хоть на секунду усомниться, подумать, что все эти жертвы были напрасны? Нет, она свято верила, скорее даже ЗНАЛА, что Бог будет рожден, что именно ей выпадет честь перевернуть мир, именно она сможет вызвать настоящего Ангела Апокалипсиса, а ее дочь станет Матерью Бога. Вера женщины стала главной опорой, дававшей Далии силы отречься от мирской жизни и сосредоточиться на достижении своей цели.

е) Крайним персонажем в данной палитре является Алесса - реальный мир стал кошмаром для нее и девочка предпочла забыть о нем, создать свой мир и поверить в него. На первый взгляд может показаться, что Сибил и Алесса совершенно разные персонажи, но на самом деле у них много общего - они обе предпочли видеть только ту реальность, которая больше им подходит.

Особо хочу обратить внимание на то, что палитра персонажей имеет сложную структуру и как бы зацикливается сама на себе. Какой цвет в этой палитре выберете вы сами? Во что поверите и с чем будете жить? Все зависит от вас...