Часть 5. Демоны человеческой души

4-1. Valtiel

Характеристики: загадочное существо, напоминающее обгоревшего человека в странной одежде, незримо сопровождающее Богоматерь (в лице Хизер). Может показаться, что на его лицо натянута маска из кожи, что придает созданию "безликость". Каждый раз при погружении в "иной мир" мы видим Валтиэля, что позволяет нам расценить его, как некоего проводника в кошмарном мире. Валтиэль по своей сути не является врагом и не причиняет вреда главной героини - на самом деле его намерения мало связаны непосредственно с самой Хизер. Его истинной целью является наблюдение за сохранностью спящего внутри главной героини Бога и осуществление цикла Перерождений, предполагающего бесконечное число возможностей Рождения.

Метафора: Имя "Valtiel" образовано от английского "valet" ("слуга") с прибавлением суффикса "-el", означающего статус ангела. В общем, "Valtiel" означает "слуга-ангел", а в Lost Memories создатели характеризуют его как "agent of God". Непосредственно в игре данное существо никак не именовалось.

Религиозное значение: о роли Валтиэля в доктрине и религиозных учениях культа см. Часть 2, пункт 3-2.

Значение: быть может, Валтиэль является отражением религиозных убеждений Алессы, смешанных с верой введенной в заблуждение девочки в то, что она не обретет покой, пока не исполнит свое главное жизненное предназначение - рождение Бога? А, может, это загадочное существо, постоянно следующее за главной героиней, является плодом параноидального комплекса преследования, сложившегося у Хизер вследствие пристального внимания к ее персоне со стороны всяких детективов и культовиков? Или же Валтиэль был создан верой Клаудии в то, что ее "сестра" не умрет и будет перерождена? ("She didn't die then, she was born. I knew that for a fact" - пишет жрица в своем дневнике. Могло ли случиться так, что вера Клаудии в то, что за св. Алессой следит ангел-хранитель, оказала влияние на альтернативный мир?). Как мы понимаем, здесь возможны различные варианты толкований.

Значение посмертной сцены: зачастую после того, как Хизер умирает в кошмарном мире, мы видим сцену с Валтиэлем, хватающим девушку за ноги и утаскивающим ее тело прочь. Правда заключается в том, что после смерти в ином мире Валтиэль как бы "возрождает" героиню бесчисленное множество раз, обеспечивая рождение Бога и не позволяя Богоматери обрести покой ("in order to restore God to this world, every time Heather (Alessa) dies, he is the one responsible for resurrecting her many times over" - говорит нам о Валтиэле LM) - эта особенность некоторым образом связана с судьбой Алессы. Но также, учитывая комментарии создателей, если мы сравним посмертную сцену с реальностью, то идея с Валтиэлем, постоянно возрождающим Хизер против ее собственной воли, должна напомнить нам о геймере, каждый раз после Game Over'а через систему "Save - Load" возвращающего главную героиню к жизни, тем самым заставляя ее переживать смерть снова и снова. Может, Хизер предпочла бы просто умереть?

Значение вентилей (по MoSH3): многократно на протяжении игры Валтиэль был замечен, крутящим странные красные вентили. Создатели раскрывают скрытый смысл этого странного занятия в MoSH3. Как мы понимаем, вентили существуют для того, чтобы открывать и перекрывать течение воды по трубам. В Silent Hill 3 мы попеременно попадаем то в "реальный мир", то в мир альтернативный. Правда заключается в том, что вентили, которые крутит Валтиэль, символизируют переход между двумя мирами ("Water flows through pipes. Valves are used to allow or obstruct that flow. In Silent Hill 3, you go back and forth between the real world and a parallel world. Valves that the monster opens and closes represent the passage between these two worlds" - Масахиро Ито). Возможно, также как и мы каждый день вентилями на раковинах открываем то горячую, то холодную воду - так же и Валтиэль открывает путь то в "иной мир", то в "реальный мир" для главной героини?

Значение вентилей (по LM): Lost Memories дает нам несколько иную трактовку вентилей, нежели Ито-сан. Так, красные вентили напоминают нам о культовом символе Halo of the Sun, символизирующем помимо всего прочего и Возрождение. Исходя из этого, вращаемые снова и снова левой рукой "ангела-хранителя" красные вентили могут быть истолкованы как символ бесконечного количества возможностей для рождения Бога, что связано с религиозными учениями культа ("Additionally, the valve handle that Valtiel turns with his left hand represents the idea that "God can be reborn any number of times," which can be thought of as having significance to the basis of the sect's doctrine" - LM).

О создании: На первоначальных набросках Валтиэля мы можем видеть его на фоне вентилятора с ручкой - вращаемый ангелом-хранителем вентилятор имеет то же значение, что и вентиль. Обратите также внимание на хорошо заметное отверстие на затылке существа, напоминающее рот. Необходимо отметить, что через образ Валтиэля Масахиро Ито хотел соединить все три части SH-серии, соединив в нем образы трупов в ритуальных одеждах из SH1 и облик палача ПирамидХэда из SH2.

Ритуальные робы из SH1, ПирамидХэд и Валтиэль: внимательный игрок должен заметить, что все эти элементы из различных частей серии связаны между собой.

  • Одежда появляющихся в альтернативной школе трупов из SH1 является ритуальными робами. Как мы понимаем, это одеяние было смоделировано по образу и подобию почитаемого в религии SH ангела - Валтиэля ("This robe is modeled after the appearance of an angel from Silent Hill's traditions, namely Valtiel" - LM).
  • Подобно Валтиэлю, постоянно сопровождающему в SH3 главную героиню, в SH2 Джеймса постоянно преследовало существо в образе палача с красной пирамидой на голове. Если мы мысленно уберем из образа ПирамидХэда эту самую пирамиду, то поймем, что его тело разительно напоминает Валтиэля: та же одежда, те же перчатки - все сходится! Такая связь в обликах обусловлена тем, что палачи города, желавшие стать ближе к Богу, носили смоделированные по облику ангела одеяния.
Таким образом, через образ Валтиэля мы наблюдаем связь трех игр серии. В четвертой части мы опять увидим существо, постоянно путающееся под ногами на протяжении игры, но не нападающее на главного героя, которое будет открывать путь в "иной мир" и иногда появляться на фоне вращающихся объектов... Имеет ли оно также связь с Валтиэлем?

Валтиэль и Метатрон: В книге "Otherworld Laws" Метатрон описывается как "agent of God", и именно точно так же Валтиэля характеризует автор сценария SH3 (Хироюки Оваку) в Lost Memories. Тот факт, что Валтиэль также имеет на плече татуировку в форме Печати Метатрона наталкивает нас на размышления... Является ли это результатом влияния каббалистики на религиозные убеждения культа и, в частности, Алессы, или же тут скрыт более глубокий смысл?

Значение первого появления Валтиэля в торговом центре: впервые мы встречаем Валтиэля сразу же после встречи с Клаудией (к разговору о влиянии жрицы на альтернативный мир), в момент первого погружения в иной мир. Когда Хизер спускается на лифте, она видит наблюдающую за ней странную фигуру, будто бы в припадке дергающуюся на фоне вентилятора (символизирующего перерождение, что немаловажно). Данная сцена намекает на связь загадочного существа с иным миром.

Значение появления Валтиэля в Брукхэвене: сразу же после того, как Хизер попадает в альтернативный Брукхэвен, мы видим на лестнице Валтиэля, крутящего вентили на фоне странной овальной ДЫРЫ (напоминающей отверстие в финальной комнате церкви). Значение вентилей уже было описано выше, а вот удлинненные овальные ДЫРЫ связаны с идеей рождения и (в отличие от квадратных ДЫР в SH2) символизируют собой влагалище Богоматери, откуда, согласно верованиям культа и появляется Бог. Иными словами, сцена призвана дать играющему намек на связь между Валтиэлем и рождением Бога. Чуть выше развлекающегося с ДЫРАМИ и вентилями чудо-гениколога мы видим прибитое к решетке окровавленное тело медсестры, которое согласно комментариям разрабов в LM, является никем иным как Лизой Гарланд - быть может, то что Валтиэль постоянно перерождает Алессу, способствуя рождению Бога, как-то связано с тем, что Лизе все еще приходится страдать "ином мире", созданном не могущей обрести покой вследствие перерождений душой Алессы?

Значение утаскивания тела мертвой медсестры: в первом же коридоре после лестницы, если глянуть через обрыв посреди которого находится странная конструкция с инвалидным креслом, то можно наблюдать сцену, в которой Валтиэль за ноги утаскивает в ДЫРУ тело мертвой медсестры (выпала из инвалидного кресла и разбилась?) - если вы сравните это с моментом посмертного утаскивания ангелом-хранителем тушки главной героини, то параллель станет очевидна. Красные следы на теле медсестры так же напоминают нам о периодически появляющихся красных пятнах на коже Хизер. Вот значит как происходит перерождение... (ПРИМ: сие действо можно увидеть только при первом посещении того коридора. Благодарю Salin за обнаружение сцены).

Значение скрытой в дымке сцены: на втором этаже Брукхэвена мы можем найти подобие прямогульного стеклянного аквариума, наполненного странной дымкой, что не позволяет нам заглянуть внутрь - внутри виден лишь силуэт фигуры ("It looks like something's on the other side of the glass. It kinda looks like a person... But this smoky stuff makes it hard to tell for sure" - комментирует Хизер). Когда же мы приходим сюда во второй раз, дымка и фигура исчезают, не позволяя нам увидеть, ЧТО же было скрыто за непроглядной пеленой ранее ("Whoever was here before is gone. So is that smoky stuff. What was that, anyway?"). Зато мы хорошо можем все разглядеть, используя хак для камеры! На самом деле за дымкой находится Валтиэль, развлекающийся с медсестрой (очень напоминающей "Лизу" из предыдущей сцены) - держа ее за обнаженные ноги, существо крутит своей вечно трясущейся головой где-то в области паха своей "подружки" - что именно оно делает с медсестрой, я предлагаю догадаться вам самим. И все это безобразие происходит на фоне картины "Darkness of the Past" из SH1, на которой изображена привязанная за руки обнаженная женщина перед казнью... Теперь становится совершенно ясно, почему Конами скрыли такие интересности от игроков за дымкой, очевидно, не желая наживать проблем с цензурой.

Значение Валтиэля, запертого в ящике: в кошмарном Брукхэвене Хизер попадает в палату, увешанную культовыми окровавленными белыми ритуальными робами (такие носили палачи - данный элемент интерьера символизирует связь одеяний Валтиэля и городских палачей), а посреди комнаты стоит шкафчик, в котором заперт подвешенный за ноги бьющийся в агонии Валтиэль. "Actually, the more I look at it, the more pitiful it seems. Like a child locked up in there with no chance of escape..." - с сожалением говорит о существе Хизер, глядя на незавидное положение Валтиэля. Возможно данная сцена символизирует, что запертому в кошмарном мире без единого шанса к освобождению ангелу-хранителю тоже приходится несладко?

Секретная сцена в парке развлечений: если вы погибнете в парке развлечений, прямо на выходе из магазина сувениров (там обитают два Клозера, которые вам в этом начинании с радостью помогут), то в 15-20% случаев станет доступна секретная сцена утаскивания тела Хизер, которую играющий может наблюдать под несколько более пробуждающим фантазию ракурсом ;) Если в это время на Хизер будет альтернативный костюм Princess Hearts, то вы даже сможете полюбоваться... (далее текст гайда запятнан кровью, что не позволяет вам узнать, чем же вы сможете полюбоваться в этой "трогательной" сцене).

Церковь, значение появления в узком проходе: чем больше пробуждается в Хизер личность Алессы и чем ближе становится момент рождения, тем чаще перед нами появляется и Валтиэль. Первый раз в церкви мы можем видеть, как он опять заперт в узком пространстве - и ползает туда-обратно по узкому проходу в стене (Валтиэлю вообще свойственны возвратно-поступательные движения во всем их многообразии). Возможно, нахождение Валтиэля в замкнутом пространстве, из которого он никак не может выбраться, символизирует его запертость в "ином мире"? Или же движение "туда-сюда" по узкому проходу как раз незадолго до рождения символизирует...?

Церковь, значение "спасения" медсестры: выглянув из "окна" неподалеку с комнатой Алессы, мы можем наблюдать странную сцену: Валтиэль держит медсестру над пропастью, схватив ее за шею - и безрезультатно пытается ее вытащить. Очевидно, что медсестре бы лучше упасть и погибнуть, чем вечно страдать в таком состоянии (ведь больно же, когда тебя на протяжении всей вечности держат за горло, не давая упасть, но и не в силах вытащить). Если мы вспомним историю Алессы, то смысл сцены станет очевиден. Кстати, согласно LM, *эта* медсестра не имеет ничего общего с Лизой из игры-первоисточника и сцены в Брукхэвене.

Церковь, значение Валтиэля на фоне двух пар ног: Рядом с "палатой Алессы" мы в очередной раз замечаем старого знакомого: на этот раз он, высунувшись из ДЫРЫ, снова крутит свой вентиль, а над Валтиэлем видны двое пар женских ножек в красных юбках (причем, получается довольно забавно, когда Валтиэль снова и снова крутит свой любимый красный вентиль перерождения, глядя как бы под юбки). Очевидно, ноги двух девочек символизируют Алессу и Шерил ("Overhead, the legs of two young girls that resemble those of Alessa and Cheryl are hanging" - дает нам подсказку LM). Метафора событий первой части игры, где душа девочки была разделена напополам (Алесса и Шерил). Тот факт, что висят только нижние половины как бы обрезанных тел может быть расценен как намек на то, что как раз эти половины и содержат то, что согласно религии необходимо для осуществления рождения. Кроме того, имеется некоторая параллель с дизайном существа Numb Body.

Сцена с утаскиванием Клаудии: Клаудия Вульф поглощает Бога, тем самым принимая на себя роль Богоматери, - в этот момент Валтиэля перестает интересовать Хизер, и его внимание переключается на одержимую жрицу. Когда Клаудия подходит к "родильной ДЫРЕ" в финальной комнате церкви, нетерпеливый Валтиэль сразу же втаскивает новую Богоматерь в ДЫРУ для осуществления ей рождения Бога. Тот факт, что при утаскивании Клаудии продолговатая овальная ДЫРА, символизирующая влагалище, была порвана, имеет некоторый скрытый подтекст, возможность расшифрования которого я лучше оставлю за читателем ^_^

Валт и Бог: Последний раз мы видим Валтиэля в сцене, предшествующей битве с финальным боссом - "ангел", заботясь о новорожденном Боге, накрывает Её лицо покрывалом. Но после поражения божества Валтиэль бесследно исчезает ("Valtiel is already nowhere to be seen" - обращает наше внимание LM). Возможно, когда Бог был повержен, отпала и необходимость в существовании его ангела-хранителя?

Применение: Постоянное присутствие Валтиэля может вызвать у игрока чувство, будто он находится под постоянным наблюдением.

Подтекст: Вследствие реализации в игре темы "рождения", многие появления Валтиэля сопряжены с некоторым сексуальным подтекстом.