Часть 1. Механизм
1-11. Субъективность мировосприятия
Согласно высказываниям Хироюки Оваку - автора сценариев SH2 и SH3, концепция игры во многом базируется на философских учениях о субъективности восприятия человеком окружающего его мира (действительности). Сущность этой идеи заключается в том, что каждый человек воспринимает окружающий его мир по-своему - в зависимости от личности и мировоззрений. Мы ведь не можем видеть действительность к абсолютном и объективном ее понимании - человек способен лишь воспринимать окружающий внешний мир посредством набора данных ему чувств (зрение, осязание и т.д.) - и каждый человек воспринимает этот мир по-своему: например, один и тот же объективно существующий предмет для вас и для человека с дефектами зрения может выглядеть по-разному; что обычный человек видит в зеленом цвете, дальтоник может увидеть серым; одно и то же объективное явление для одного человека может быть добром, а для другого - злом; "нормальный" человек может воспринимать реальность в ее обыденном понимании, но для человека с психическими расстройствами окружающий мир может казаться кошмаром, наполненным монстрами и т.д. В связи с этим имеется определенная хитрость: человеческий разум устроен таким образом, что склонен избегать всего, что доставляет ему боль, вот и получается, что любой человек всегда воспринимает окружающий мир (или его элементы), таким, каким он (мир) ему (человеку) больше подходит... Вот так и образуется в мире куча субъективных восприятий внешнего мира. В определенной степени можно сказать, что никто из нас не может знать абсолютной правды об истинном облике внешнего мира и мы в какой-то мере видим лишь то, что хочет видеть...
Но какое отражение эти философские теории нашли в Silent Hill-серии? Дело в том, что находясь под воздействием силы внутреннего мира, человек как бы балансирует между двумя различными мирами, на фоне чего его мировосприятие искажается - и он видит нечто среднее между действительность и воздействующим на него миром. Так, земля под ногами может казаться персонажу ржавой решеткой, а стены - пульсирующими кусками мяса. Но это вовсе не обязательно значит, что земля под ногами и впрямь является таковой (по крайней мере для других людей, не воспринимающих этот мир). Другим людям она может казаться самой обычной землей, или же вообще - пропастью (в зависимости от того, под воздействием какого мира они находятся). "In the otherworld , the world is seen differently depending on the person" - подтверждает идею субъективности мировосприятия LM.
Как обычно, в целях облегчения понимания, приведем несколько примеров из игры, когда персонажи видели окружающий мир по-разному.
а) SH2: Из диалогов Джеймса и Лоры ("What a little girl like you doing here anyway? - Are you blind or something??" или "You don't even have a scratch on you! - Why should I?") ясно следует, что они воспринимают окружающий мир по-разному. Так, главный герой видит кошмарный мир, полный монстров, а Лора - обычный курортный городок без каких бы то ни было монстров. "To her the town appears to be normal; she does not see any monsters, nor does she see Maria" - говорит нам Lost Memories. Но кто же из них видит "истинную" реальность? Возможно, то, что они видят, реально лишь для них самих? Это явный пример субъективности мировосприятия.
б) SH2: Анжела Ороско воспринимает окружающий мир полным огня и приносящим постоянную боль и страдание. "For me it's always like this..." - говорит девушка в сцене на полыхающей адским пламенем лестнице - в тот момент Джеймс вследствие влияния на него альтернативного мира на некоторое время тоже получает возможность увидеть ее реальность. Эдди Домбровски же воспринимает окружающий мир, соответствующий своему психическому состоянию и внутренним переживаниям - кровавый мир хладнокровных убийств, больше напоминающий ужасный мясокомбинат.
в) SH2: сцена в лабиринте. Мы, воспринимая окружающий мир глазами протагониста, видим как на молодую девушку по имени Анжела нападает кошмарный монстр. Но девушка, в свою очередь, обращается к этому "монстру" как к своему отцу ("No daddy! Please! Don’t!" - кричит она на "монстра") - видимо, разные люди видят существо в различных обличиях. Перед чьим-то взором оно предстает в облике страшного монстра, а перед чьим-то - в образе отца из воспоминаний.
г) SH2: Ближе к концу игры, в сцене на огненной лестнице, Анжела сначала видит Джеймса в образе своей матери - она обращается к нему как к своей матери, и лишь после десятисекундного изучения лица главного героя все же осознает, что это не ее мать ("Mama! Mama, I was looking for you. Now you’re the only one left. Maybe then.... Maybe then I can rest. Mama, why are you running away? You’re not Mama. It’s you... I, I’m sorry.."). Возможно, девушка настолько сильно хотела встретиться с матерью, что готова была принять первого попавшегося за свою "маму"? Мы понимаем, что не только окружающий мир могут быть восприняты персонажами по-разному, но и облики других людей...
д) SH3: Согласно Lost Memories, "Миссионер" является членом культа, которого главная героиня воспринимает в облике монстра ("Cult member transfigured by Claudia's power, to Heather's eyes the appearance it takes is that of a monster" - LM), что также свидетельствует о субъективности восприятия окружающего мира.