Часть 1. Механизм

1-18. Существа. Неужели "монстры" - это... ?

В "ином мире" нам встречаются причудливые создания, облики которых порождены человеческим разумом (или, скорее, человеческим подсознанием) - большинство из них является кровожадными монстрами, только и ждущими, чтобы откусить от главных героев кусочек (впрочем, есть и неагрессивные существа). Какова же истинная сущность этих "монстров"? Являются ли они реальностью, иллюзией или галлюцинацией? (прим: для подробностей см. Часть 5)

а) Реальны ли "монстры"?
Монстров, как и "внутренний мир" нельзя назвать в абсолютной степени реальными (и уж не дай Бог вам подумать, что это самые настоящие взаправду существующие мутанты, шастающие по городу и жрущие туристов!) - они реальны лишь для человека, который их видит. Но другие люди вполне могут и вовсе не видеть монстров, либо видеть их в совершенно иных обликах.
SH2: Если бы ПирамидХэд со своим GreatKnife'ом был бы абсолютно материален, то, по всей видимости, Джеймс к концу игры напоминал бы скорее ходячую кучу кровавого винегрета... Да и вообще - разве НАСТОЯЩИЕ раны, НА САМОМ ДЕЛЕ нанесенные НАСТОЯЩИМИ монстрами можно залечить распитием бутылочек - ХелсДринков? Наводит на размышления...
SH2: В записке, лежащей рядом с трупом мы нахоим следующие строки "I saw those demons. They were there, I'm certain. But my friend says he didn't see anything. If that's true, does that mean that what I saw was an illusion?" - текст свидетельствует, что не все люди видят "монстров", что свидетельствует о степени их "реальности".
SH2: Эдди Домбровски признается, что не видел никаких существ с красными пирамидами вместо головы (SH2, разговор в туалете: "Джеймс: You’re not friends with that red, pyramid thing, are you? Эдди: Red pyramid thing? I don’t know what yer talkin’ about. Honest"). Очевидно, что он также не воспринимает монстров Джеймса.. Или же это лишь очередная шутка веселого Домбровски!?
SH2: Очевидно, что Лора не видит никаких "монстров", что явно говорит об их объективной нереальности. Девочка не воспринимает мир Джеймса и поэтому не видит его монстров.
SH3: По фразе Дугласа "And that monster, what the hell was that?" в диалоге после торгового центра становится очевидно, что он тоже видел монстров. Нетрудно догадаться, что люди, находящиеся под влиянием одного и того же мира, могут видеть одинаковых монстров - и тогда эти монстры будут "реальны" для таких людей.
SH1: При первой встрече с Гарри Мэйсоном, доктор Кофманн говорит "Something's gone seriously wrong. Did you see those monsters?" - т.к. оба находятся в одном "ином мире", то оба могут видеть монстров этого мира...

б) "Monsters?! They look like monsters to you?" Неужели монстры это...?
В одном из интервью Хироюки Оваку - автор сценария SH2 и SH3, подчеркивая идеи субъективного восприятия окружающей действительности персонажами игры, говорит нам о монстрах "Maybe they are human beings just like you, maybe even your neighbors. What you see might be true or false". Получается, что многие монстры это... люди? Обычные люди, живущие в городе (или находящиеся в супермаркете в случае с SH3)? Подтверждения этому мы находим на протяжении всей SH-серии:
SH2: ключ от WoodSide apts. находится у монстра (Lying figure, почему-то одетый в куртку и брюки), также в городе мы видим карту, где отмечен проход через WSA - т.е. монстр нарисовал карту, взял ключ и умер, не дойдя до WSA. Странный какой-то "монстр"...
SH2: в городе Джеймс может найти труп "монстра" (такой же дохлый Lying figure в куртке и джинсах) - рядом с ним разбросаны записки. Вот что там написано: (Memo next to corpse #1) "I'm going to write everything that I've learned so far. Maybe that will help you out somehow. If you're reading this, it probably means I'm already dead" - это же не мог написать "монстр"? Хотя... это написал ИМЕННО "монстр" - только, возможно, он монстр лишь в субъективном восприятии Джеймса, т.е. Сандерленд лишь видит умершего человека в образе монстра из собственного подсознания?
SH2: Так же в этих записках есть следующее описание монстров: "It seems that they're attracted to light; They also react strongly to sound; those creatures can be killed" - видят, слышат (а в SH3 еще и ощущают запахи), и к тому же смертны (могут быть убиты) - совсем как люди...
SH2: В юго-западной части города на мосту (порушенном - для Джеймса) опять лежит труп точно такого же монстра, рядом с ним - карта (на ней отмечены стоянка и здание боулинга) - у "монстров" есть машины и они ходят в боулинг?
SH2: Помните место, где главный герой убил своего первого "монстра"? Зайдите туда чуть позже (после госпиталя) - вы увидите, что ворота заперты и обмотаны полицейской лентой - почему полиция расследует убийство "монстра"? Сандерленд под подозрением?
SH2: В последней встрече с Анжелой, она видит В ДЖЕЙМСЕ свою мать - если Анжела видит Джеймса (живого человека ) в образе своей матери, то, возможно, и Джеймс может видеть обычных живых людей в образе своих монстров...!?
SHPN: Довольно интересный момент в сценарии за Сибил. Когда полицейская впервые видит монстра-собаку вдалеке - если приглядеться, видно, что это самая обычная собака (с шерстью и т.п.) - но в следующем кадре мы уже видим ее как ободранного Groaner'а. Стоп. Это монстра Сибил сначала приняла за обычную собаку - или обычную собаку за монстра!? Now listen to me, before you pull the trigger, know who you're shooting...
SH Dead\Alive: Весьма многозначен момент незадолго до превращения окружающего актера Кеннета Картера мира в кошмар и превращения стен в его квартире в огромные куски мяса, когда главный герой внезапно начинает видеть в своей подруге Джессике ужасного монстра - он начинает видеть, как голова девушки становится подобна головам существ без кожи со страшных картин его любимого художника Айка Исаакса... Получается, он начал воспринимать Джессику в облике монстра с картин.
SH3: А вот инфа уже из Lost Memories: "'Missionary'. Cult member transfigured by Claudia's power, to Heather's eyes the appearance it takes is that of a monster" - т.е. опять даже в официальном гайде по SH ясно черным-по-белому написано, что монстр на самом деле является членом культа, которого Хиз видит как монстра. Да уж, правильно писал Гарри Мэйсон в своем прощальном письме дочери: "I mean, appearances can be deceiving" - и впрямь, внешность бывает обманчива...
SH3: А теперь еще раз вспомним LM: "Even now I get lots of questions about the true nature of creatures. What Vincent says in the library room is something that was provided as an answer to this question" - т.е. Хироюки Оваку признается, что "даже сейчас ему задают множество вопросов насчет истинной сущности монстров и, что та фраза насчет монстров, которую произносит Винсент в библиотеке - была дана в качестве ответа на эти вопросы". Т.е. это не просто "шютька полоумного аристократа" (как предпочитают считать многие неопытные в SH-серии люди), а очень важная инфа, объясняющая идею с "монстрами". Давайте вспомним эту сцену в библиотеке:
---------
Винсент: "You’re the worst person in this room. You come here and enjoy spilling their blood and listening to them cry out. You feel excited when you step on them, snuffing out their lives."
Хизер: "Are you talking about the monsters?"
Винсент: "Monsters...??? They look like monsters to you?"
(Хизер абсолютно потрясена... Находясь в ужасе от осознания того, что она натворила, девушка лишь произносит "oh no...", ее явно начинает тошнить...)
Винсент: "Don’t worry, it’s just a joke. ;) "

----------
Можно еще долго приводить примеры, но, думаю, теперь вы уже все поняли... Исходя из комментариев автора сюжета SH, получается, что, убивая в SH "монстров", на самом деле вы зачастую убивали... обычных людей, которые лишь казались главным героям гротескными созданиями, символизирующими их страхи, ненависть и т.д. Действительно, как говорила Сибил в SH1, "before you pull the trigger, know who you're shooting" - но как напрочь глючный персонаж может знать, в кого он стреляет на самом деле, когда думает, что палит по монстрам (мораль: лучше не давайте психам оружие).
Как мы понимаем, человеку сложно убить себе-подобного, это заставляет его раскаиваться, чувствовать боль (для примера вспомним, как главный герой SH2 скорбит об убийстве человека после боя на мясокомбинате: "I... I killed a... a HUMAN being... A HUMAN being..."), но, как уже уже было сказано ранее, человеческий разум устроен таким образом, что склонен избегать всего, что доставляет ему боль... А "монстра" убить просто - никаких угрызений совести, никакой боли. "Well I guess you’re not a person anyway" - увидев "монстра" в Леонарде, с легкой улыбкой говорит Хизер - и без всяких раздумий безжалостно расстреливает отца Клаудии из автомата (или, скажем, не менее безжалостно зарубает катаной Миссионера). Возможно тогда, "альтерация восприятия" - особый способ самовнушения, самоубеждения, основанный на желании разума избежать груза действительности, не соответствующей его (разума) желаниям... Вполне возможно... Думается, что идея "монстров и людей" является одной из наиболее удачных находок SH-серии: во-первых, она заставляет играющего вдумываться в свои действия, соотносить субъективную реальность протагониста с объективной, во-вторых, это усиливает атмосферу страха в игре, в-третьих, крайне тонко отражает проблему совести в SH. В-четвертых, отличный способ уберечь игру от цензуры Ethics Committee (о мытарствах Конамиевцев с цензурщиками подробно написано в LM).
Аналогия в реальности: Здесь можно провести аналогию с реально существующими криминологическими теориями. Согласно исследованиям ученых, некоторые психопаты убивают своих жертв не из-за какой-либо персональной неприязни к определенной личности, а просто потому что воспринимают потенциальную жертву не столько как личность, сколько как абстрактный символ неких своих страхов или комплексов. К примеру, "нападения на подростков и особенно на детей нередко детерминируются бессознательными мотивами, когда имеют место снятие и вымещение тяжких психотравмирующих переживаний детства, связанных с эмоциональным неприятием родителями, с унижениями по их вине. В таких случаях ребенок или подросток, ставший жертвой, также выступает в качестве символа тяжелого детства: преступник уничтожает этот символ, пытаясь таким образом освободиться от постоянных мучительных переживаний" ("Психологическая сущность криминальной мотивации"). Данная формулировка очень точно отражает некоторые аспекты событий SH-серии.

в) Все ли "монстры" являются искаженно воспринимаемыми людьми?
Несмотря на все комментарии Хироюки Оваку, позволю себе высказать определенную мысль. Все же по сюжету SH-серии любому должно быть очевидно, что *ВСЕ* монстры без исключений просто не могут являться на самом деле альтернативно воспринимаемыми людьми. Здесь речь может идти лишь о *некоторых* монстрах (возможно, это даже единичные случаи), но определенная часть все равно является запертыми в "ином мире" душами людей, принявшими облики монстров, или лишь "галлюцинациями" воспринимающих "иной мир" персонажей.
SH1: Должно быть очевидно, что, скажем, огромные летающие мотыльки являются лишь воспринимаемыми главным героем элементом мира Алессы, но никак не летающими горожанами ^__^
SH4: Нетрудно догадаться, что собаки, вышедшие из мужского туалета в подсознательном мире маньяка (куда попадает главный герой) и внезапно начавшие жрать друг друга не имеют ничего общего не только с реальными людьми, но и с "реальным миром" вообще...