15. Церковь и наблюдения, касающиеся концовок

15.1 Сцена в которой Клаудия стоит у алтаря, глядя на изображение Бога, но, заслышав звук шагов Хизер, оборачивается, в точности повторяет сцену встречи Гарри Мэйсона и Далии Гиллеспи (вспомним момент в Balkan Church: Далия стоит у алтаря, глядя на распятие, но, услышав Мэйсона, оборачивается), что призвано навести играющего на мысль о том, что 17 лет спустя история повторяется.

15.2 Если осмотреть оргАн, то Хизер признается, что даже не знает, как на нем играть... ("There's nothing I can do with the organ. I don't know how to play anyway" - говорит пожирательница печенья).

15.3 Шесть картин в церкви иллюстрируют миф о Рождении Бога, который является базой религиозной доктрины культа. Обратите внимание на значительное отличие мифологии культа от христианской мифологии: здесь не Бог создал человека, а сами люди родили Бога! Примечательно, что данная концепция довольно близка к идеям сатанизма ("это Человек всегда создавал богов, а не они его" - цитата из Сатанинской Библии довольно точно описывает ситуацию).

15.4 Если сопоставить содержание мифа с историей города, то становится ясно, что миф культа метафорически описывает события, последовавшие сразу же после окончания Гражданской Войны 1865г., когда, согласно комментариям создателей в Lost Memories, и был впервые создан СайлентХилловский культ.

15.5 Довольно интересно значение и истоки второй части мифа, повествующей о "Рождении", в которой мужчина и женщина родили Бога, преподнеся в жертву Солнцу "Змея и Тростник" (от чего потом и пошло характерное название божества - "Лорд Змей и Тростников"). Дело в том, что в культуре некоторых южноамериканских индейских племен также присутствовали схожие по смыслу обряды "преподнесения Солнцу и Небу змеи и фрукта", заключавшиеся в совокуплении исполняющих ритуал мужчины и женщины и зачатии ребенка во славу божествам. Учитывая это, можно сказать, что разработчики при создании игрового мифа использовали в качестве базы некоторые особенности реальной культуры и обрядов индейцев (вообще, для Конамиевцев характерно черпать вдохновение в реальном мире - мифологии, кино и книжках), а преподнесение в жертву Змея и Тростника, приводящее к Рождению, метафорически описывает зачатие ребенка мужчиной ("змея") и женщиной ("тростник"). Надеюсь, почему МУЖЧИНА преподносит именно змею, объяснять не нужно, а идея с преподнесением тростника ЖЕНЩИНОЙ, по всей видимости, связана с тем фактом, что стебель тростниковых растений представляет собой трубочку, с отвертсием в ней...

15.6 Длинное красное платье, в которое одето божество на картине, иллюстрирующей "Спасение" может напомнить играющему кровь или языки пламени... Примечательно, что у создателей в начале процесса работы над игрой была мысль одеть Клаудию именно в такое платье.

15.7 Обратите внимание, что божество в мифе - женского пола, хотя в SH1 Далия упоминала Бога в мужском роде ("HE had been nurtured by that nightmare" - говорила она о божестве внутри Алессы). Это может быть следствие проведенных верховной жрицей Клаудией редактировок религии культа...

15.8 Довольно интересно, что описанная в части о "Создании" система, в которой многочисленные божки подчиняются основному Богу также в корне отлична от христианства ("This structure in which many lesser gods appear under the chief deity differs greatly from Christianity" - обращают наше внимание создатели в Lost Memories).

15.9 "Красный Бог Кзучилбара" с картины о "Создании" уже фигурировал во второй части игры (в дополнительном сценарии за Марию - в книге, где описывался старый индейский миф), но там он упоминался под именем "Кзучилпаба" - очевидно, что религия культа позаимствовала имя одного из индейских богов, слегка изменив его имя.

15.10 Если внимательно осмотреть картину о "Создании", то слева на заднем плане вы увидите странное существо с красной пирамидой на голове (фэны SH2, сегодня ваш день!), очевидно, и являющееся этим самым красным богом Кзучилбарой...

15.11 Согласно признаниям разработчиков в Lost Memories, имена божеств, упомянутых в мифе о "создании", имеют индейские мотивы. "Xuchilbara" может представлять собой несколько видоизмененное слово "Xibalba", в языке индейцев Майа обозначающее "иной мир" или "мир мертвых". Известно, что индейцы из этого племени на самом деле осуществляли ритуалы кровавых жертвоприношений, считая, что таким образом они могут открыть врата в "мир мертвых" - Xibalba.

15.12 Имя желтого бога "Lobsel Vith" в свою очередь тоже может быть переведено с языка индейцев Майа примерно как "плохой цикл плоти" ("Lob" - "плохой", "sel" - круг\цикл и "vith" - плоть). Название божества может быть связано с верованием в перерождения.

15.13 Картина о "вере" символизирует создание культа, целью которого было посредством молитв и ритуалов осуществить Рождение Бога (для чего, согласно комментариям разработчиков, нередко членами культа похищались молодые девушки). Обратите внимание и на помещение с ДЫРОЙ - это же та комната церкви, с которой будет происходить финальная встреча с Клаудией! Специфическая эллипсовидная форма изображенной ДЫРЫ, соглано признаниям разрабов, связана с идеей рождения ребенка ("many holes also appear in the third game, these ones are oblong and elliptical in shape. In other words, they are depicted as a 'birth' motif" - Хироюки Оваку раскрывает значение формы ДЫР в третьей части игры) - думаю, комментарии излишни.

15.14 На витраже изображены Бог, а также мужчина и женщина, от которых Она рождена. Т.к. карта Таро 22 "the Eye of Night" символизирует именно Бога, то мы вовсе не случайно находим ее именно на алтаре под витражем с изображением божества. Кстати, хорошенько взгляните на алтарь - там тоже выгравирован такой же "глаз", как и на карте Таро.

15.15 В Lost Memories Хирюки Оваку комментирует, что изображенние на символизирующей Бога карте Таро "the Eye of Night" также связано с ДЫРАМИ ("The design drawn on the Eye of Night card is also related to holes") - получается, здесь изображен вовсе никакой не "глаз", а очередная овальная ДЫРА на фоне звезд, символизирующая... гммм... как бы это сказать... в общем, ее значение тоже связано с идеей рождения ^_^

15.16 Если осмотреть витраж, то Хизер прокомментирует, что, когда она была маленькой, она часто бывала в этой церкви и молилась тут Богу - но ни одна из ее молитв так и не была услышана. Правда, это была не совсем она, а маленькая Алесса ("I used to come to this chapel all the time when I was a little girl. I came to worship God and to ask for my prayers to be answered. But it wasn't exactly me... It was actually Alessa when she was a little girl. But anyway, none of my prayers were ever answered").

15.17 В коридоре мы находим карту, нарисованную кем-то из детей, посещавших церковь культа - в Lost Memories намекается, что эта карта могла быть некогда нарисована самой Алессой и являться отражением ее воспоминаний в "ином мире" ("In the church that is the final stage of the game, a young girl's crying voice and footsteps materialize, as well as a map that is reminiscent of childlike scribbling. A map that is drawn with a childlike simplicity. Alessa, whose mother was Dahlia, must have visited this church" - LM).

15.18 Согласно признаниям создателей в "Making of SH3" и LM, прообразом для создания карты послужила реальная картинка, нарисованная ребенком - пятилетним сыном одного из друзей дизайнеров игры. Гениальное дитё попыталось изобразить Францию ^__^

15.19 Зайдя в исповедальню культовой церкви, Хизер слышит голос состоявшей в религиозной организации женщины (но не Клаудии). Правда заключается в том, что дочь обладательницы слышимого нами голоса погибла, и женщина ради отмщения совершила убийство виновной в смерти своего ребенка девушки, после чего была приговорена к смертной казни за содеянное преступление ("I know I’ll be put to death for the sins I’ve committed"). Женщина молит Бога даровать ей прощение, а также молится за душу своего ребенка и убитой девушки. А Хизер, содержащей в себе Бога, приходиться сделать трудный выбор: утешить ли женщину, простя ее от имени Бога, или нет - ваше решение окажет влияние на концовку.
Согласно комментариям Хироюки Оваку, данный момент призван показать играющему, что "в жизни не существует истинно "правильного" или "неправильного" выбора. Игроку даны две возможности, но ни одна из них не является единственно верной. Так, если вы скажете женщине, что вы ее прощаете, значит, вы врете, а также в какой-то степени оправдываете ее преступление и почитание злого Бога. Если же вы ответите 'нет' пытающейся спасти свою душу женщине, вы тем самым откажете ей в праве быть прощенной, и вас будет терзать совесть". Таким образом, посредством сцены с женщиной в исповедальне создатели ставят игрока в неудобное положение, при котором вы должны сделать сложный выбор между вариантами, среди которых нет единственно верного. Оваку-сан также признается, что уже бывал в подобных ситуациях и хотел поделиться жизненным опытом с игроками.

15.20 Книжка, лежащая в исповедальне - культова Библия. Примечательно, что в особняке Эрнеста Болдуина мы видели книжку с точно такой же обложкой - но, скорее всего, разработчики просто использовали одни и те же текстуры...

15.21 В исповедальне висит очень хорошо заметная фотография какого-то мужчины (видимо, член культа). "Who can this be?" - вопрошает Хизер. Некоторые фэны серии считают, что это фотография Леонарда Вульфа, но на самом деле этому предположению в игре нет никаких подтверждений.

15.22 Если осмотреть инвалидное кресло в коридоре, Хизер скажет, что она терпеть не может госпитали, да и церкви не особо любит ("God, I hate hospitals! It's not that i like churches either"). Нелюбовь к подобного рода местам связана с отрицательными эмоциями, которые пришлось перенести Алессе в стенах церкви и госпиталя.

15.23 В коридоре мы слышим плач маленькой девочки и видим темные следы - но, учитывая комментарии создателей в LM, на самом деле они вовсе не призваны указать Хизер путь (равно как и карта), а являются отражением воспоминаний о том, как Алесса бесцельно бродила по церкви и плакала оттого, что ее обзывали "ведьмой" ученики в школе - видимо, воспоминания девочки даже 24 года спустя продолжают существовать в церкви...

15.24 Несмотря на то, что изображение на картине, заслоняющей дверь, сначала может показаться ангелом, взлетающим в небеса ("There's a picture here of an angel flying into the heavens" - комментирует Хизер), обратите внимание на крышу здания, изображенного на заднем плане - получается, что на самом деле на картине изображен *ПАДШИЙ* ангел ("Actually, now it looks more like a fallen angel" - выровняв картину, Хизер понимает ее истинный смысл). Тот факт, что кто-то перевернул картину, попытавшись тем самым превратить "плохого" падшего ангела в обыкновенного "хорошего" ангела, является метафорой действиям Клаудии, которая вывернула религию культа наизнанку. Тем не менее, как ни крути картину, ее изначальный истинный смысл остается неизменным...

15.25 Если после прочтения книжки о значении культового символа Halo of the Sun, осмотреть его огромное изображение в церковной колокольне, Хизер скажет довольно интересную фразу: "This circle means reincarnation. That's what it said on that paper back there. So death isn't the end. Pretty good deal, if you ask me. Thanks to reincarnation, I died as Alessa but I'm still living as myself. But you know... just the thought of it is starting to turn my stomach". Учитывая объяснения Хироюки Оваку, смысл слов Хизер состоит в том, что перерождение - это, в общем-то, штука хорошая, но из-за этого Богоматери (главной героине) приходится переживать смерть снова и снова, не имея шансов вырваться из круга перерождений - а одна даже мысль об этом приносит ей боль.

15.26 В колокольне на картине слева изображена культовичка Дженнифер Кэрролл (фэны SH2 истекают ностальгическими слюнями), которая сохранила непоколебимую веру в Бога даже перед ликом смерти - эта девушка уже упоминалась во второй части игры: она стала жертвой преследования со стороны христиан и была убита на берегу озера Толука, после чего ей был поставлен памятник в парке Роузвотер (как раз под этим памятником один из Брукхэвенских психов закопал коробку с ключом к зданию исторического общества).

15.27 В колокольне на картине справа изображен человек в желтой одежде, Святой Николай - доктор Бога (видимо, он как раз и осуществлял медпомощь Богу из мифа). Согласно LM, Николас, как и Дженнифер Кэрролл, был причислен к лику святых незадолго после окончания Гражданской Войны (1865г.) Обратите внимание на халатик доктора, свисающий с края стола - точно такую же одежду носили палачи в тюрьме Толука и Валтиэль в SH3. Заставляет задуматься...
Кстати, именно эту картину со святым Николаем мы сможем увидеть и в другой игре от Конями - в Metal Gear Solid 3: когда в конце игры Снейк идет по коридору на встречу с Президентом США, на левой стене висит икона со святым культа (получается довольно забавно - будто Президент США тоже был причастен к СайлентХилловскому культу).

15.28 Картина с изображением Святой Алессы: матери Божьей, дочери Божьей является отсылкой к событиям первой части игры (на фоне пламени темноволосая девушка в белом одеянии держит на руках ребенка - финальная сцена SH1). Видимо, Алесса была причислена к лику святых культа верховной жрицей Клаудией, которая боготворила свою "сестру".

15.29 Чем больше пробуждается в Хизер личность Алессы и чем ближе становится момент рождения, тем чаще перед нами появляется и Валтиэль. Первый раз в церкви мы можем видеть, как он опять заперт в узком пространстве - и ползает туда-обратно по узкому проходу в стене (Валтиэлю вообще свойственны возвратно-поступательные движения во всем их многообразии). Возможно, нахождение Валтиэля в замкнутом пространстве, из которого он никак не может выбраться, символизирует его запертость в "ином мире"?

15.30 Символично, что мы встречаем Винсента сразу после взятия в библиотеке карты Таро "Луна" - ведь, учитывая комментарии разработчиков, эта карта олицетворяет именно Винсента.

15.31 Фраза Винсента "I don't have powers like you two" намекает на то, что в Клаудии присутствует такая же "сила", как и в Алессе\Хизер.

15.32 Согласно признаниям автора сценария SH2 и SH3 - Хироюки Оваку в LM и Making of SH3, библиотечная фраза Винсента о том, что монстры на самом деле являются обычными людьми, которых Хизер лишь видит в облике монстров, была введена в игру, чтобы ответить на вопросы фанатов об истинной сущности монстров в SH.

15.33 Заметьте, с каким воодушевлением Винсент описывает, как Хизер получает удовольствие, убивая "монстров", давя их ногами и внимая их предсмертным крикам - по возбужденности речи Винсента становится понятно, что он немного того... садист. Впрочем, Винсент ведь еще при первой встрече признавался, что считает кошмарный "иной мир" весьма волнующим и подходящим ему местечком...

15.34 В книге "Законы Иного Мира", которую нам дает Винсент, знакомый нам по первой части игры символ в виде круга со вписанным в него треугольником именуется как "Virun VII Crest"... Исходя из того, что в SH1 Далия называла один и тот же символ "Знаком Самаэля" и "Талисманом Метратона" (да-да, она говорила именно *Метратон*), в SH3 Винсент и Клаудия называют его "Печатью Метатрона", а в книжке тот же знак еще и значится под названием "Virun VII Crest", можно с уверенностью сказать, что единого употребимого названия этого символа вообще не существует и каждый называл знак так, как ему заблагорассудится ^__^

15.35 В книге "About Syncretic Religions", повествующей о постепенных изменениях в религии культа, мы видим изображения двух божеств: версию Бога, в которого верила Далия (Демон из первой части) и версию Бога, в которого верила Клаудия (изображение Алессы). Из этой книжки мы понимаем, что образ Бога с течением времени многократно изменялся. Но обратите внимание: кое-что на обоих изображениях сходится - странный нимб над головой обоих божеств...

15.36 На столе в библиотеке лежит книжка под странным названием "Tome of Seer". Хизер комментирует, что скорее всего это оккультная книжка. Если интересно, то именно такую же книжку (с такой же обложкой) мы видели на одной из книжных полок в библиотеке Отеля Lakeview во второй части игры - там же, где находили ритуальную книгу "Crimson Ceremony".
Кстати, обратите также внимание на коробке, лежащие на шкафах с книгами в библиотеке - маркировка на них подозрительно напоминает символ Halo of the Sun (благодарю dzamy и DarX за наблюдение)

15.37 Когда вы берете в морге карту Таро "Повешенный", обратите внимание на интересные комментарии главной героини - девушка говорит, что она уже привыкла к "иному миру" и, чувствует, что постепенно сходит с ума - а, может, уже давно сошла с ума. Кто знает... ("A corpse wrapped in some vinyl-type bag. This crazy mixed-up world has got me used to the strangest things. Easy for me to say. They're still totally disgusting. I feel like I'm gonna go crazy myself sooner or later. I might even already be crazy. Who knows?")

15.38 Комната рядом с моргом является полной копией комнаты Гарри Мэйсона (предположительно, отражение воспоминаний Хизер о комнате отца, отраженное в "ином мире"). Обратите внимание на кровать, где лежал труп Гарри - от нее тянется кровавый след к двери, будто убитый Мэйсон в "ином мире" сам встал с кровати и ушел куда-то.... Что это может значить!?

15.39 Дневник на кровати раскрывает истинные чувства Гарри Мэйсона по отношению к своей "дочери". Но, очевидно, он не является просто отражением воспоминаний Хизер (ведь Хизер же не читала реальный дневник отца), а имеет несколько иную сущность ("WHY would it be here?" - удивляется Хизер).

15.40 После прочтения дневника Гарри, к Хизер возвращаются смутные воспоминания из ее прошлой жизни (из жизни Шерил) и она вспоминает свою мать (жену Гарри, умершую за 4 года до событий SH1): "I do have just a trace of one more memory left. I haven't forgotten my sweet and gentle mother". Получается, что в Хизер живут не только воспоминания Алессы, но и воспоминания Шерил.

15.41 Выглянув из "окна" неподалеку с комнатой Алессы, мы можем наблюдать странную сцену: Валтиэль держит медсестру над пропастью, схватив ее за шею - и безрезультатно пытается ее вытащить. Очевидно, что медсестре бы лучше упасть и погибнуть, чем вечно страдать в таком состоянии (ведь больно же, когда тебя на протяжении всей вечности держат за горло, не давая упасть, но и не в силах вытащить). Если мы вспомним историю Алессы, то смысл сцены станет очевиден. Кстати, согласно LM, *эта* медсестра не имеет ничего общего с Лизой из игры-первоисточника и сцены на лестнице в Брукхэвене.

15.42 В церкви заметно странное изображение на стенах - как признаются создатели в LM, на самом деле это размытое изображение женщины, вокруг которой изображены Валтиэль и Демон из первой части игры ("In a passageway and on an outer wall of the otherside church, a mural is created from a drawing of Valtiel and Incubus centered around a female figure" - LM).

15.43 На стенах в альтернативной церкви заметны странные числа и буквы, не поддающиеся расшифровке. Их точная сущность нам не известна, но стоит вспомнить, что в классе, где училась Алесса, школьники изучали буквы и цифры и наклеивали их на доску и ящики (см. Мидвич из воспоминаний Алессы). Так что вполне возможно, что цифры и буквы на стенах в Алессином мире - это отражение воспоминаний о школе в подсознательном мире девочки.

15.44 Рядом с "палатой Алессы" мы в очередной раз замечаем старого знакомого - Валтиэля. На этот раз он, высунувшись из ДЫРЫ, снова крутит свой вентиль, а над Валтиэлем видны двое пар женских ножек в красных юбках (причем, получается довольно забавно, когда Валтиэль снова и снова крутит свой любимый красный вентиль перерождения, глядя как бы под юбки). Очевидно, ноги двух девочек символизируют Алессу и Шерил ("Overhead, the legs of two young girls that resemble those of Alessa and Cheryl are hanging" - дает нам подсказку LM). Метафора событий первой части игры, где душа девочки была разделена напополам (Алесса и Шерил). Тот факт, что висят только нижние половины как бы обрезанных тел может быть расценен как намек на то, что как раз эти половины и содержат то, что согласно религии необходимо для осуществления рождения ^_^

15.45 Палата Алессы, куда в очередной раз приводят нас следы на полу, поазимствована из первой части игры и является отражением воспоминания девочки о времени, проведенном в госпитале. Правда, разрабы зачем-то немного изменили изображение на картине по сравнению с первой частью.

15.46 Если осмотреть фотографию Алессы в 7 лет, то Хизер скажет, что девочка всегда выглядела грустной и унылой в детстве ("It's a picture of me when I was 7. I look bored and sad. Well, of course I do. I was always like that back then"). А если осмотреть кровать, Хизер расскажет о событиях 24-летней давности и кошмарном времени, проведенном Алессой в госпитале (не пропустите - фраза появляется только один раз): "24 years ago, Mo... Dahlia used me to summon God. God was in my womb, but I couldn't deliver Her. Then I was shut up here in this hospital room. I stayed here until Dad helped me out when I was 14. "God" ate away at me from within, driving me mad with suffering. There I was, wishing I could just die and be done with it... But I went on living that nightmare for seven years. Looking at this bed just reminds me of those awful days. And I don't want to remember them. Because I'm not Alessa anymore... But Alessa is still me. I'm really not trying to deny it or anything... I just... don't want to remember. Get me out of here". Обратите внимание, что у нее язык не поворачивается назвать Далию (свою биологическую мать) матерью в то время, как девушка без раздумий называет Гарри Мэйсона (который вовсе не является её биологическим отцом) папой.

15.47 Упомянутая в книжке у кровати магическая жидкость для изгнания злых демонов "Аглаофотис" не только уже фигурировала в первой части игры, но и является реально существующим растением. Так, аглаофотис - это растение небольшого роста (длина корня примерно в 4-5 раз превышает длину надземной части растения), с толстоватым стеблем и плотными толстыми листьями, произрастающее в Аравийских пустынях. Считается, что оно обладает чудодейственным свойством изгонять злых духов\демонов и призывать добрых (например, использовалось для вызова духов ветра - каждый дух соответствовал определенному направлению ветра и был наделен своим именем - к примеру, Хамум - дух северного ветра, Фалех - дух южного ветра) Соответственно, в этих целях используется лишь корень растения.

15.48 Детская комната - это комната маленькой Алессы (точнее, отражение воспоминаний о ней в "ином мире"). Мы уже видели ее в первой части игры. Комната Алессы (где замкнутая девочка проводила много времени) во многом отражает жизнь и увлечения девочки, т.ч. внимательный анализ интерьера поможет лучше понять душу Алессы.

а) На стене мы видим коллекцию бабочек - можно подумать, что Алесса увлекалась энтомологией... Хотя, на самом деле (как сказано в LM) девочка все же совсем не любила насекомых (в особенности тараканов) - скорее всего, она просто получала удовольствие, втыкая булавку в погибшее насекомое, которое и так никуда не убежит, и тем самым немного вымещая накопившуюся ненависть. Лучшим экспонатом коллекции был почти гигантских размеров мотылек (ставший предметом многочисленных фантазий девочки - хотя в глубине души Алесса боялась мотылька, что и отражено в ее мире). Если внимательно посчитать бабочек, станет очевидно, что в коллекции Алессы было ровно 49 экспонатов (видимо, раньше было 50, но одна из бабочек пропала, т.ч. иногда Алесса вешала старый медный ключ от своей комнаты на доску с бабочками, представляя, что это и есть безнадежно утраченная 50-я бабочка, завершающая коллекцию).

б) На полу лежат рисунки с изображениями страшных существ - по определенной причине (из-за перенесенного в детстве насилия) девочка рисовала страшных монстров, когда оставалась в одиночестве ("The scribbling on the floor here is Alessa's. For some reason, she always drew monsters like this when she was alone" - замечает Хизер, разглядывая мрачные рисунки Алессы). На одном из рисунков изображен крылатый монстр, на другом - большая собака, которых Алесса очень боялась... Дело в том, что зачастую дети с творческим развитием стремятся нарисовать то, чего они боятся, по двум причинам: во-первых, запомнить "монстра", т.к. когда знаешь "врага" в лицо; а во-вторых, чтобы выместить свой страх и оставить его на бумаге - когда рисуешь, персонаж перестаёт быть страшным (благодарю st-MK за идею о причинах рисования Алессой монстров). Но Алесса не всегда рисовала одних лишь монстров - когда к ней приходила маленькая Клаудия, вместе они рисовали идеальных маму с папой, школу, где можно было весело проводить время, идеальный мир, где все были счастливы ("She used to draw with Claudia, too. A nice daddy and mommy and a fun school... A happy world where everyone smiled and laughed all day long. In short, everything we never had..." - говорит Хизер). Вместе они мечтали о том, чего никогда не было и не будет в их жизни...

в) Рядом с кроватью лежат две куклы, одну из которых зовут Скарлетт. Алесса всегда брала их с собой в кровать, когда ложилась спать (очевидно, т.к. девочке было страшно засыпать одной в темноте).

г) Книжная полка наполовину заполнена любимыми Алессиными сказками: "Алиса в стране Чудес", "Волшебник из страны Оз", "Сказки матушки Гусыни", "Золушка" и т.п. (фрагменты этих сказок стали частью внутреннего мира девочки). На верхней полке можно найти кучу религиозных книг ("The top shelf has books on religious teachings and textbooks--serious stuff" - комментирует Хизер в SH3)

д) На полу лежат карты, но отнюдь не гадальные Таро, а самые обыкновенные игральные карты. Если осмотреть их, то Хизер скажет, что в детстве Алесса с Клаудией проводили много времени за игрой в карты - но Клаудия всегда проигрывала и начинала плакать из-за этого. Видимо, маленькой Клаудии не везло в игре из-за ее патологической честности, и легковерности...

е) В комнате можно найти и блокнот, в котором Гарри Мэйсон 17 лет назад оставил свою запись - время не властно в "ином мире", поэтому даже спустя 17 лет с блокнотом ничего не случилось.

ж) Обратите внимание на изображение Нимба Солнца - тут он изображен несколько иначе, чем обычно - на самом деле это детский рисунок. Видимо, этот символ был нарисован самой Алессой в детстве...

з) Также можно найти различные коробочки, школьную одежду Алессы, фотографию ее матери в молодости (кстати, Далия была брюнеткой ^__^), а также фотографии самой Алессы и дома Гиллеспи.

и) А на кровати лежит альбом для рисования, на котором маленькая Шерил запечатлела портрет отца: здесь написана загадка (разумеется на разных уровнях сложности, содержание отличается). Если это Hard, то можно прочитать, что Шерил увидела сон, в котором у неё было другое имя, т.е. она видела сон, связанный со своей прошлой жизнью, с Алессой. Если уровень загадок Средний, то это будет интересный стих о картах Таро. Кстати, обратите внимание, что на обложке, как и в первой части игры а также SHPN, вместо "Drawing Block", почему-то написано "Coowigr Dinok".

15.49 Классная комната является отражением воспоминаний Алессы о времени, проведенном в школе, когда одноклассники издевались над ней и обзывали ведьмой - Алесса была не такой, как все остальные дети, поэтому не удивительно, что школьники начинали испытывать страх перед странной мрачной девочкой - и ненавидеть её. Точно такая же комната была в "Нигде" первой части игры, т.ч. всё помещение является одной большой отсылкой создателей к SH1. Вот что интересного мы тут находим:

а) На парте, за которой некогда сидела Алесса, нацарапаны ругательства "Go Home. Thief. Drop Dead" - правда заключается в том, что одноклассники вырезали эти слова на парте маленькой Алессы. По всей видимости, Алессу в классе считали не только ведьмой, но и воровкой... Поглядев на свою старую парту, Хизер скажет, что вид этого предмета пробуждает отнюдь не самые приятные воспоминания: "This used to be Alessa's... I mean, this was my desk, once upon a time. Well it brings back memories, but not very pleasant ones".

б) Записка на столе написана никем иным, как К.Гордоном - школьным учителем Алессы из первой части игры (по всей видимости, он погиб еще при событиях SH1, когда город был поглощен кошмаром). Как мы понимаем, учителя прекрасно видели издевательства матери и одноклассников над маленькой Алессой, но ничем не помогли несчастной девочке - а ведь, проявив хоть чуточку внимания и заботы к ученице, они могли предотвратить кошмарные события!

в) Если осмотреть стул за партой, то Хизер возрадуется и даже поблагодарит Бога за то, что она уже выросла и никогда больше не будет сидеть за такой партой: "What a tiny chair! I can't sit in it anymore. Thank God...".

г) Если осмотреть постер со школьными правилами, то Хизер скажет: "Hmph. Doesn't say anything about abandoning your friends or scribbling on the desks".

д) На стене висит постер с изображением волка. Как комментирует Хизер, на изображении животное больше похоже на собаку, но фраза "WOLF" все же свидетельствует о том, что это волк. Рисунок с собако-волком и надписью "WOLF" в контексте сюжета третьей части игры приобретает особый смысл, если вспомнить, что WOLF - это ни что иное, как фамилия Клаудии и Леонарда...

15.50 Несмотря на то, что в английской версии игры в разговоре на кассете Винсент говорит о Клаудии: "Her sight rarely fail her", как бы намекая на способности Клаудии к предвидению будущего, в японской версии игры ничего не говорилось про предвидение и фраза звучала просто как "В ней присутствует сила". Видимо, английские переводчики решили немного расширить смысл текста - ИМХО английский вариант звучит и подходит по смыслу немного лучше, нежели японский.

15.51 Маленькая комнатка Клаудии поражает бедностью своей обстановки - видимо, всю свою жизнь Вульф проводила в тесной комнатке за чтением книг в вечном ожидании возвращения своей "сестры" (Алесса и Клаудия на самом деле не были биологическими сестрами). Не в силах отпустить прошлое, целых 24 года Клаудия хранила у себя в комнате подаренную ей на 6-летие поздравительную открытку от Алессы ("To little Claudia Happy 6th Birthday I love you as if you were my real sister. Here's to you!"). Из дневника Клаудии мы понимаем, что, помня о тяжелом детстве и прекрасно зная об ужасах современного мира (даже в выходные дни девушка посвящала свое время чтению книг - "I was free all day, so I read 'A Modern History of Refugees' and 'Young Slaves: Child Exploitation'. I don't want to be a mere bystander in this world. I can't do anything now, though, and that's what's hard"), Клаудия мечтала изменить этот мир к лучшему, что говорит о такой стороне ее характера как альтруизм. Помимо того, из текста также видно, что Клаудия в душе не хотела причинять боль Алессе\Хизер ("it's much too cruel"), но это было необходимо для пробуждения Бога и достижения всеобщего счастья...

15.52 Как и в первой части игры, нам нужно расположить пять предметов на двери в комнате Алессы, чтобы пройти в финальную комнату, где и произойдут финальные события -- только на этот раз использовать придется не ритуальные предметы из разных религий, а карты Таро. Согласно комментариям Хироюки Оваку в LM, карты из этой головоломки символизируют персонажей игры:

а) В больничной палате из воспоминаний Алессы Хизер находит свою личную карту - это Таро "0" под названием "The Fool" ("Шут", "Дух Эфира", "Безумец" или вообще - "Дурак"). Что же символизирует эта карта? Карта Таро "0" (в отличие от остальных старших Арканов) представляет из себя олицетворение власти Судьбы, она означает, что исход ситуации во многом не зависит от человека - по сути, у главной героини SH3 не было настоящего выбора, все было предопределено изначально и так или иначе, девушка была обречена на возрождение личности Алессы (вспоминаем олицетворение ее жизненного пути - рельсы без каких бы то ни было развилок). Что же мы видим на "Шуте" в Silent Hill 3? Человека, слепо идущего вперед (традиционно перед ним изображают пропасть - т.е. Безумец не видит, что идет прямо в пропасть), по направлению его движения мы видим Солнце (символизирует Бога) - т.е. Безумец движется прямо к Богу. За ним бежит СОБАКА, хватающая Безумца за ноги и не дающая свернуть с дороги к Богу (собака, постоянный спутник = Валтиэль). А за плечами у Безумца мы видим мешок - в Таротике этот мешок всегда однозначно трактуется как груз прошлых ошибок и заблуждений, которые требуется "отработать", чтобы вновь открыть глаза, увидеть дорогу и обрести возможность выбирать, возможность заново построить свою жизнь. Очень даже напоминает Хизер, вы не находите? В личном раскладе "Шут" символизирует "Святую Простоту" (вспоминаем отношение Хизер к жизни), является символом наивности (отсюда и "власть Судьбы"), неискушенности, но также и большого потенциала, новых начинаний, перемен. Полагаю, параллель очевидна.

б) Мы находим карту Верховной Жрицы на кровати к комнате Клаудии. "Just like Her" - замечает Хизер, осмотрев изображение на предмете. Что же означает эта карта? Согласно книге в культовой библиотеке, значениями "High Priestess" являются интуиция, вера, догматизм. Без сомнения, данная карта символизирует Клаудию Вульф. Давайте же теперь обратимся к головоломке с картами Таро. "Your Excellency, praying to God most high Do you think you can tell me why You always look up at the night sky?" - пишет маленькая Алесса о данной карте Таро. Играющий может истолковать желание жрицы смотреть на ночное небо как символ мечты, ностальгии или религиозной веры. Обратите внимание - Жрица одинока, рядом с ней никого нет. Лишь Око Ночи, символизирующее Бога, находится в ночном небе над Жрицей - это символизирует близость Клаудии к Богу.

в) Личная карта Дугласа Картланда - это Таро "12" под названием "Hanged Man" (чаще всего встречается как "Повешенный", но иногда упоминается и как "Жертва"). Что же символизирует эта карта? Давайте внимательно рассмотрим изображение - перед нами предстает грустная картина: повешенный человек, жертва. Рядом с ним никого нет, это одиночество подчеркивает и маленькая Алесса в свои стихах:
"The upside-down man under the ground:
To his right, to his left, there's no one around.
Leave him alone, though his tears are profound"

Бесспорно, одиночество "Повешенного" - это одиночество Дугласа. Ни слева, ни справа от него никого нет - он потерял жену и сына... Недаром мы находим эту карту Таро именно в морге - это место символизирует смерть близких... Смотрим далее. Жертва висит вниз головой - и привязана к перекладине за правую ногу - именно правую ногу и покалечил Картланд. В чем же заключается основной смысл карты Таро под номером "12"? Конечно же, это самопожертвование, готовность идти на жертвы ради блага близких людей (что и отмечается в LM) - очень даже в стиле детской мечты Картланда о Супермене... Но "Повешенный", однажды отдав себя в жертву и оказавшись прикованным за правую ногу к перекладине, больше уже ничем не может никому помочь - также и Дуглас: попытавшись помочь Хизер и вступив в конфликт с Клаудией, он поранил правую ногу - и из-за этого потерял возможность далее оказывать девушке хоть какую-нибудь помощь ("in the end is not of any help at all" - LM).

г) Карта Таро "Луна", которую мы получаем в библиотеке сразу перед встречей с Винсентом, олицетворяет как раз этого персонажа. "I don't think it's an expecially good card" - признается Хизер, взглянув на карту, а Алесса в своем альбоме описывает надменность и высокомерие Луны: "The moon is up above the sky, Full or crescent, floating high". Давайте проанализируем изображение на 18-м Аркане, чтобы лучше понять образ Винсента: перед нами - ночь, лунная и оттого еще более унылая. Мрачный, пустынный пейзаж. На переднем плане, еще больше подчеркивая царящее вокруг запустение, видны две фигуры - это собака и волк. Они сидят, обратив морды к небу, к полной луне, и заунывно воют. В какой-то мере это изображение относится к Винсенту - притворяясь верным псом, он оказывается волком для Клаудии и Хизер. Согласно Lost Memories, "Луна" также символизирует беспокойство, недоверие или же непостоянство. Как мы видим, Луна как нельзя лучше подходит к образу недоверчивого и вызывающего подозрения у играющего культовика. Также в таротике часто отмечается, что карта "Луна" символизирует людей, испытывающих влечение к таинственному и пугающему (на дизайне карты это отражено через образы волка и собаки, воющих на мрачную луну) - а ведь кошмарный мир Алессы и впрямь завораживал Винсента... "I find it most fascinating..."

д) И как уже отмечалось ранее, карта Таро "Глаз Ночи" олицетворяет Бога.

15.53 Обратите внимание на два огромных вращающихся вентилятора на пути к финальной комнате церкви - согласно LM, вентиляторы олицетворяют цикл перерождения.

15.54 Согласно комментариям в LM, финальная комната церкви - это руины, которые были заперты до сего времени ("It appears that the underground chapel is a ruin that was sealed up until now"). На стенах можно увидеть немного выцветшие картины, аналогичные картинам мифа - и еще одна картина (седьмая, раньше ее мы не видели) висит над овальной ДЫРОЙ - точно такой же, какую мы видели на картине о "вере".

15.55 Обратите внимание, что в отличие от обычных церквей, где прихожане сидят напротив священника, в подвальной церкви культа ряды расположены вокруг священника. Таким образом, это было сделано не для того, чтобы вместе молиться, взирая на лик Божий, но чтобы лучше видеть церемонию, проходящую в центре зала. Как ни странно, но данная идея была навеяна содателям устройством зала Британского Парламента.

15.56 Интересно, что несмотря на то, что Винсент пытается корчить из себя крутого парня и шутить, он вздрагивает и резко оборачивается, как только за ним открывается дверь - эта деталь свидетельствует о том, что в душе Винсент очень напуган.

15.57 Иронично, что, убив Винсента ножом из-за религиозных разногласий, Клаудия в точности повторила судьбу своего отца Леонарда Вульфа.

15.58 Многие фэны недоумевают, почему в третьей части игры не сработала Печать Метатрона. Как мы знаем, в "ином мире" работают те законы, в которые верят сами создатели "иного мира" - но Клаудия считает безделушку простым мусором, не имеющим никакой силы, а Хизер вообще не верит в мистику + даже не знает, КАК именно нужно было использовать Печать. А как мы помним из первой части игры, чтобы Печать сработала, ее надо было использовать в пяти местах города - в школе, в больнице, в антикварном магазине, на маяке и в парке - но Хизер ничего этого не сделала... Бедный Винсент...

15.59 После заставки управление героиней переходит к вам. Если осмотреть тело Винсента, Хизер расскажет о своих чувствах относительно произошедшего (сообщение появляется только один раз): "Vincent's dead. I hated him too, but it doesn't mean this makes me happy. Why couldn't I have stopped Claudia...?"

15.60 Изначально разработчики хотели ввести в игру концовку, в которой Клаудии все-таки удается вызвать долгожданный Рай, но потом по каким-то причинам решили оформить эту "концовку" просто в форме дополнительной сцены смерти. Так, в случае, если ненависть Хизер станет сильна настолько, что девушка решит убить Клаудию - этого негативного чувства вполне хватит для Рождения Бога. Мы видим, как тело Хизер покрывается темно-красными пятнами (возрождается Алесса), и в агонии главная героиня падает на колени. Теперь детская мечта Клаудии осуществится - скоро наступит Спасение, Рай... Но каким будет этот "Рай" Хизер уже не узнает. Не узнает этого также и игрок, который увидит лишь надпись "GAME OVER". Хироюки Оваку комментирует следующее по поводу данной полу-концовки: "The truth is that when we first started development on this project, we considered including an ending for this situation. However, in order to show another means of resolving this in a way that could be easily understood, we decided to show it in the form of a "game over." Just what sort of god was born, and what happened to the world? These questions remain, but Heather is already gone so the player has no way of knowing what happens next".

15.61 Забавно, что кровавое пятно на полу в том месте, где Хизер выплюнула Бога, появляется только в том случае, если вы досмотрели заставку до этого момента (благодарю Еретик за наблюдение).

15.62 Клаудия Вульф поглощает Бога, тем самым принимая на себя роль Богоматери и когда она подходит к "родильной ДЫРЕ" в финальной комнате церкви, нетерпеливый Валтиэль сразу же втаскивает новую Богоматерь в ДЫРУ для осуществления рождения Бога. Тот факт, что при утаскивании Клаудии продолговатая овальная родильная ДЫРА, была "порвана", согласно комментариям разработчиков, связан с тем фактом, что Бог был рожден ("Surely, the hole that is torn up by Valtiel symbolizes the birth of God"). Но я, пожалуй, лучше воздержусь от детального разъяснения сути данной параллели и предоставлю возможность разобраться в этом символизме вам самим ^_^

15.63 Обратите внимание но то, что после заставки тело Винсента исчезает - если вы внимательно посмотрите сцену, то заметите, что это происходит сразу же после момента, когда Валтиэль забирает Клаудию -- видимо, вместе со жрицей ангел-хранитель забрал и Винсента...

15.64 Если после сцены с рождением, осмотреть дверь, через которую мы входили, то Хизер скажет "I want to get out of here, but I just can't. This is for Dad... and for myself. And... for Claudia, too" - эта фраза свидетельствует о том, что несмотря ни на что Хизер все же прощает Клаудию.

15.65 Спрыгнув в порванную ДЫРУ, Хизер попадает на финальную арену и видит перед собой Бога: бесспорно, это существо слишком ужасно, чтобы принести Рай на землю. Обратите внимание на дизайн существа - оно представляет из себя нечто среднее между Демоном из первой части игры (с которым мы дрались в "Гуд"-концовках) и Алессой. Так как Клаудия приняла на себя роль Богоматери, то существо являет собой отражение смеси представлений о Боге Алессы и Клаудии. Возможность управлять огнем связана с ритуалом очищения пламенем, через который пришлось пройти Алессе.

15.66 То, что может показаться стенами арены, где происходит финальная битва на самом деле является 12-ю мешками для трупов. А тот факт, что Валтиэль накрывает лицо Бога покрывалом (тканью мешка для трупов) связан с распространенной традицией накрывать лица умерших людей ("In many countries, custom dictates that when a person dies, a veil must be drawn over that person's eyes. That's the idea underlying this scene" - говорит Масахиро Ито в MoSH3). Иными словами, образ Бога неразрывно связан с идеей смерти - причиной этому является сильное желание Алессы умереть и тем самым окончить свои страдания.

15.67 Если вы в процессе игры получали много повреждений, убивали много монстров и простили женщину в исповедальне, то будет иметь место концовка "Possessed", в которой Хизер все же становится одержима личностью Алессы и убивает Дугласа ножом. В остальных случаях вы получите концовку "Normal", в которой Хизер и Дуглас остаются живы - девушка решает снова перекраситься в темный цвет и просит Дугласа называть ее именем, которое некогда дал ей отец - т.е. "Шерил". Возможно, Хизер с Дугласом начнут новую жизнь - детектив заменит ей отца, а "Шерил" заменит дочь одинокому детектива...

15.68 Обратите внимание, что в "Normal"-концовке карусель остановилась, а в ночном небе видны звезды...

15.69 В сцене Normal-концовки, когда Хизер решает попугать Дугласа и наставляет на него нож, было бы забавно, если бы Дуглас испугался и пристрелил незадачливую шутницу! Да.... А потом бы еще из кустов выпрыгнула Великая Сабака, на спине у которой сидел бы ПирамидХэд, и они все вместе устроили бы пикник на траве рядом с трупом Хизер, хихихихи... (приходят врачи и забирают SP в Кащенко, предварительно посоветовав всем читателям не принимать это наблюдение всерьез, вовнутрь и натощак ^__^)

15.70 В титрах Normal-концовки мы видим Хизер, сидящую у могилы - видимо, девушка все же похоронила своего отца (Гарри Мэйсона).