Часть 4. Анализ персонажей

2-3. Эдди Домбровски

Возраст: 23
Род занятий: работник бензозаправочной станции
Над Эдди всю жизнь издевались - в школе, на работе (интересно, что фактически в этом Домбровски повторяет судьбу Алессы) - обстоятельства сложились отнюдь не в его пользу: трудновыговариваемая для любого американца фамилия, чрезмерный вес и совершенно не подходящая к такой фигуре постоянная бледность - с самого начала жирдяй был идеальной мишенью для всех остряков. Особо неприятным в положении Эдди было то, что практически ничего из этого он сам изменить не мог. Судьба сыграла с Эдди злую шутку - несмотря на принципы "равенства прав и возможностей", у Домбровски никогда никаких возможностей не было - ни друзей, ни нормальной работы (какой работодатель в США возьмет на работу человека с фамилией Домбровски?), и, следовательно, никаких денег, что, в свою очередь, не позволяло "купить" друзей или внешность. Замкнутый круг безнадеги, куда по иронии судьбы попал без вины виноватый Эдди. Пассивный по природе, толстяк никогда не мог дать достойного отпора обидчикам (да и мог ли он вообще в одиночку пойти против всех?), и все, что ему оставалось - пытаться поставить шутников в игнор, терпеть издевательства и пробовать отшучиваться - и так всю жизнь, не особо радужная перспектива. Все эти издевательства приносили особую боль, т.к. Эдди понимал, что у него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имеются все эти недостатки, они навсегда останутся с ним, и все окружающие всегда их будут видеть, и, следовательно, будут смеяться над ним. Но пассивный толстяк просто терпел - в нем всегда оставалась Надежда, что когда- нибудь все изменится - когда-нибудь он станет прекрасным лебедем (ну, или хотя бы окружающим поднадоест над ним смеяться, ЛОЛ, - все таки все использовали Эдди для того, чтобы самим возвыситься в глазах окружающих, типа: "Если вы меня считаете жирдяем, значит, вы просто Эдди Dumb-ровски не видели! ХАХА! ЛОЛ" - или что-нибудь в этом роде).
У Эдди было увлечение - спорт, американский футбол... Наверняка, он мечтал стать футболистом - это успех, признание окружающих, девочки из группы поддержки... Мммм... Только вот все опять же упирается в вышеназванную проблемку - фигура у Эдди явно не спортивная. Опять крушение всех надежд - и ничего с этим не поделать.. В одной из комнат WSA (где мы встречаем Эдди) - мы можем соприкоснуться с его внутренним миром. И что же мы видим? Множество плакатов, посвященных американскому футболу. А рядом, на стене - изображение (схематическое, как рисуют маленькие дети): мальчик с девочкой - а в стороне что-то очень большое и громоздкое - мы догадываемся, что в стороне как раз изображен Эдди. Видимо, через этот рисунок выражена сексуальная неудовлетворенность Домбровски, обусловленная его габаритами и явно неприглядной внешностью...
Время шло, и постепенно обида и злоба скапливались в Эдди, не находя выхода - это рождало постоянную паранойю, разрывало Эдди пополам:
1. С одной стороны, он - добряк, которого все пинают - а он только отшучивается - он не пытался оказывать реального сопротивления (это очень неплохо выражено в разговоре Эдди и Лоры в боулинге - Лора: "Hah! You’re just a gutless fatso!", Эдди: "Whadda ya have to say that for?" - он же не набросился на девочку с пистолетом, но также и не попытался хотя бы поспорить с ней). Возможно, из-за пассивности Эдди, окружающим и не приходило в голову, что их "шутки" приносят человеку душевные мучения?
2. С другой - внутренняя агрессия Эдди постоянно искала выхода, кроме того, мысленно Домбровски каждый день представлял, как он разрывает своих обидчиков на кровавые куски мяса (может, отсюда идея с мясокомбинатом?)
Н-да, только представьте, как ужасно для Эдди было каждый день в мыслях прорабатывать одно, а на работе безропотно глотать все оскорбления начальства. Вполне понятно, что в один прекрасный день терпение Эдди закончилось - он взорвался и пристрелил какую-то собаку ("Yeah, I killed that dog. It was fun. It tried to chew its own guts out! Finally died all curled up in a ball" - садюга получил много удовольствия от убийства животного) и ее хозяина - точнее, выстрелил ему в ногу - "Then 'He' came after me, I shot him too. Right in the leg. He cried more than the dog!" - возможно, это был его начальник, но также возможно, что это был просто какой-то бедолага-прохожий, попавшийся под горячую руку Домбровски. Фактически, для Эдди важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности. В общем, получается ,что Домбровски - типичный "american psycho", стандартный продукт американского общества, нью-металлический лирический герой, о которых слагают песни группы навроде KoRn или SLIPKNOT.
Мы знаем, что после этого Эдди уехал из своего города, скрываясь от полиции, он приехал в Безмолвный Холм. Точнее, он лишь ДУМАЛ, что натворил что-то прям из ряда вон выходящее и теперь все менты штата гонятся за ним - "Nobody will ever forgive me" - думает Эдди, но он явно преувеличивает степень своего злодеяния. Скорее всего, менты даже не обратили на такое особого внимания (Салливан вообще 10 дней бесчинствовал, спокойно разъезжая из города в город и убивая людей одного за другим, прежде чем полиция засуетилась) - ну, дали бы от силы пару лет условно... Если бы Эдди пришел с повинной, как и говорила Лора ("if you did something bad, why don’t you just say you were sorry?") - наказание не было бы строгим, но ведь "It’s easier just to run. Besides, it’s what we deserve"...
Впервые Джеймс находит Эдди в туалете 101-й комнаты Woodside apt.\BlueCreek apt. в обнимку с унитазом (внимательно посмотрите заставку- в первом кадре можно уловить легкую тень улыбки на лице Домбровски) - Эдди "под впечатлением" от содержимого холодильника и клятвенно заверяет Джеймса, что никого не убивал (хотя в конце разговора, когда Джеймс собирается уйти, Эдди хочет ему что-то рассказать, но не может и выдавливает из себя лишь "James, I... I... um... You be careful too". Обратите внимание, что у Домбровски глаза смотрят в разные стороны и весьма быстро двигаются зрачки, что создает впечатление недоверия, будто толстяк постоянно что-то скрывает от Джеймса. Также Эдди утверждает, что видел каких-то странных монстров... Дайте угадаю - неужели застреленных собак ;) ?

а) Труп в морозилке?
В квартире 101 WSA Джеймс находит труп в холодильнике, но, несмотря на клятвы Эдди, создается впечатление, что он что-то скрывает... Давайте рассмотрим возможные варианты:

  • В принципе, можно сделать вывод, что когда восприятие Эдди перешло в альтернативу, в квартиру зашел какой-то человек, Домбровски увидел в нем монстра, убил его и засунул в холодильник (зачем он засунул его туда? - все очень просто: Эдди подумал, что, раз это монстр, то с ним можно осуществить все свои садистские фантазии) - но потом мир для него вернулся к нормальному - и толстяк увидел, КОГО он на самом деле убил.
  • Когда Эдди начал видеть свой мир, он увидел человека, смеющегося над ним, не сдержался и пристрелил обидчика (да-да, в 101 также лежит пачка патронов) - а потом пытался скрыть улики, спрятав тело в холодильник... Но вскоре осознал, ЧТО наделал.
  • Либо труп на самом деле так и лежал в комнате с самого начала, во что, честно говоря, верится с трудом.

На протяжении игры Эдди видит не только монстров , но и смеющихся над ним людей. Как же Эдди воспринимает сам окружающий мир? Помните комнату в Woodside apt. на 2м этаже? Она усеяна пулями. Так вот, скорее всего, приехав в Безмолвный Холм, Эдди решил укрыться от полиции в WSA - он сидел там, и неожиданно, мир вокруг него начал меняться (психическая энергия в Эдди заработала и, находясь под влиянием Безмолвного Холма, он начал постепенно воспринимать свой внутренний мир) - по всей видимости, Домбровски видел на стенах лица людей, смеявшихся над ним - так, он некоторое время сидел в комнате, выслушивая их издевательства, а потом не выдержал и начал стрелять по стенам. Потом у него кончились патроны, он оставил свой (настоящий или нет?) пистолет и убежал в комнату 101, где натолкнулся на "монстра". Т.е. в альт. восприятии Джеймс видит решетки, ржавчину на стенах и монстров, которые будут карать его за грехи, Анжела - огонь и своих родственников, а Эдди - смеющихся над ним людей. Думаю, его мир ОЧЕНЬ раздражающий. Только представьте - мысль, что все над ним насмехаются, была параноидальной мыслью Эдди, главным жизненным переживанием. А, согласно общим психологическим положениям, в состоянии сна какое-либо переживание достаточно часто выражается в гипертрофированном виде во сне. А что такое альт. мир? Да тот же сон наяву. А теперь, представьте мир, где ВСЕ насмехаются над вами. Где даже весь мир НАСМЕХАЕТСЯ НАД ВАМИ... Стены в комнате насмехаются над вами, люди насмехаются над вами, ДАЖЕ ТУШИ НА МЯСОКОМБИНАТЕ НАСМЕХАЮТСЯ НАД ВАМИ!!! (да уж, тушки выглядят как издевательство над Эдди. А еще ведь говорят "dead can't laugh" - вот сказали бы это тушам!). Да уж, в таком мире можно быстро слететь с катушек...
После выхода из альтернативы и времени, проведенного с унитазом, Эдди полегчало и в следующий раз Джеймс видит его в боулинг-клубе вместе с Лорой - безропотно выслушивающий издевки толстяк поглощает пиццу (накопившуюся злость он уже выместил). Кстати, если присмотреться, то на протяжении всего времени заставки он мусолит один и тот же кусок. Что, Эдди, теперь тебе пицца в горло не лезет? Может, ты сделал что-то очень-очень плохое ;) ? Но все же, жирдяй спокоен - значит, происшедшее с ним в ВСА Эдди старается считать каким-то наваждением или дурным сном. У меня лично вообще сложилось впечатление, что, несмотря на совет Джеймса покинуть город, Эдди просто гуляет по городу в свое удовольствие (вообще-то сам Джеймс тоже Анжелу не послушался и из города никуда не уехал).
В следующий раз мы видим толстяка уже под Историческим Обществом Безмолвного Холма - в Toluca Prison. Эдди, после вымещения злобы на своей жертве (труп рядом просто изрешечен пулями -кстати, Джеймсу он опять видится монстром - осмотрите его получше) был так поглощен размышлениями о хрупкости человеческой жизни, что даже сначала не заметил Джеймса, неожиданно начавшего читать ему мораль о том, что убивать людей некрасиво и вообще является признаком плохого тона (*_*) (наверное, шутил). Хотелось бы обратить ваше внимание на интересную деталь - Эдди, кажется, скрывается от полиции - тогда ЧТО ОН ДЕЛАЕТ В ТЮРЬМЕ?!! ИМХО гулять по тюрьме является не самой лучшей идеей для преступника (хотя она уже давно закрыта)... Впрочем, у меня есть версия на этот счет: после инцидента в ВСА и разговора с Лорой ("But if you did something bad, why don’t you just say you were sorry?") у Эдди появились мысли о том, чтобы сдаться полиции (значит, он все же чувствовал себя виноватым) и, чтобы получше обдумать это решение, он надумал погулять по Toluca Prison (напомню, что, согласно Lost Memories, теперь сама тюрьма стала чем - то вроде экспоната в музее и служит для привлечения туристов - правда, забавно?), но при входе он опять начал видеть своих "монстров" (психическое состояние Эдди крайне нестабильно, впрочем, как и у Джеймса).
Последний раз мы встречаемся с Эдди на мясокомбинате недалеко от озера Толука. В Домбровски произошли поразительные перемены. Если раньше Эдди можно было сравнить с наглухо закрытым котлом (не может выпустить пар и взрывается), то теперь он больше напоминает хладнокровного мясника - его терпение окончательно лопнуло - котел взорвался, теперь уже нет места, куда можно было бы отложить обиды и на время забыть о них, больше нет добряка Эдди. Первый раз в жизни Домбровски обрел настоящую силу - Силу, чтобы растоптать ногами все свои страхи. Теперь он (как и Джеймс) вооружен собственным "смягчающим обстоятельством", устраняющим чувство вины. У абсолютного большинства преступников существует своя ценностная шкала, сообразуясь с которой они действуют логично и оправданно. Потребность в самореабилитации присутствует и у Домбровски, и его "смягчающее обстоятельство" выглядит так: "Они всю жизнь издевались надо мной, они и сейчас смеются - с меня хватит! Они медленно убивали меня все это время - теперь у меня ЕСТЬ ПРАВО на самозащиту!" - фактически, это внутреннее право (и еще пистолет в руке) и дает Эдди силу - возможность убивать любого обидчика без каких-либо внутренних колебаний. Джеймс видит вокруг кучу трупов (кстати, для Джеймса они опять выглядят "Patient Demon" - монстрами) - видимо, Эдди без раздумий перестрелял всех работников мясокомбината (или это все же были просто его глюки?), решив, что над ним опять смеются. Складывается впечатление, что убийства приносят Эдди несказанное наслаждение...

б) Сексуальный подтекст действий Эдди
Агрессия... Ненависть... Убийство... Чтобы лучше понять Эдди Домбровски, давайте взглянем на скрытую сторону его поступков, используя основные положения психоанализа и криминологии.
З.Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1920). В ней он рассматривал агрессию, как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего - т.е. любая агрессивные действия имеют сексуальный подтекст. В свою очередь, статистика подтверждает, что большую часть маньяков-убийц составляют люди с различного рода расстройствами сексуальной жизни. "Мы все знаем, что самое большое из доступных нам удовольствий - наслаждение от полового акта - связано с мгновенным затуханием высоко поднявшегося возбуждения." - но люди, этого удовольствия лишенные, склонны искать ему "замену" - и т.к. насилие непосредственно связано с сексуальным инстинктом, то именно в вымещении агрессии подобные маньяки находят наслаждение, кровавые убийства людей для них подобны сексу...
А теперь, просто пронаблюдаем за действиями Эдди: сначала в нем копится так называемая защитная агрессивность (учитывая сексуальный инстинкт + инстинкт смерти, считаем - возбуждение), потом маньяк вымещает агрессию на своих жертв - причем, даже не обязательно, что он вымещает ее на лицо, его оскорбившее. Например, собака-то точно не была виновата в его бедах! Это говорит о том, что Эдди важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности. Причем, обратите внимание, вымещая свою агрессию, Эдди получает удовольствие,- вспомните изрешеченные пулями из 6-зарядного револьвера трупы... Т.е. Эдди разрядил барабан в свою жертву, потом опять зарядил револьвер (уж, поверьте мне - это долгое дело) - и опять начал расстреливать уже мертвое тело. А убийство собаки? "Yeah, I killed that dog. It was fun. It tried to chew its own guts out! Finally died all curled up in a ball" - повествует толстяк о наслаждении от вымещения своей внутренней агрессии на собаку. Соответственно, состояние Эдди после убийств (после вымещения злобы) весьма сильно напоминает поведение людей после полового акта (после затухания сексуального возбуждения) - особенно ярко это выражено в тюрьме Толука, когда Домбровски, в какой-то странной трансоподобной задумчивости, сидит рядом с трупом своей жертвы, не замечая никого вокруг и предаваясь приятным размышлениям о том, как просто можно убить человека...
Как мы понимаем, в SH2, на протяжении всей игры, создатели демонстрируют нам странное смешение сцен смерти и секса ("To make like a death scene. Like somebody died, or monsters died, or if you make that kind of scene... we tried to mix erotic essence" - признаются создатели) - и, без сомнения, подобный сексуальный подтекст присутствует и в жестоких убийствах Эдди.

Зайдя на мясокомбинат, Джеймс был потрясен увиденным. Мог ли Сандерленд понять, что он также является убийцей? ("Don’t get all holy on me, James. This town called you, too. You and me are the same. We’re not like other people. Don’t you know that?!" - точно подмечает Эдди) Нет, Джеймс все еще не хотел верить в это, убеждение в собственной невиновности все еще было прочно вбито в его голову. И именно поэтому Джеймс начинает опять осуждать Эдди ("Eddie, have you gone nuts?... You think it’s okay to kill people! You need help, Eddie!").
Но Эдди уже знал правду о преступлении Джеймса ("You and me are the same") и, скорее всего, видел, как Джеймс убивает своих "монстров" (ведь Эдди видел их не монстрами, а смеющимися ЛЮДЬМИ). Неудивительно, что Домбровски расценил подобное нравоучение из уст ДЖЕЙМСА (а его явно ангелом во плоти назвать нельзя) как издевательство. Это и привело к фатальному конфликту между Эдди и Джеймсом.

в) Метка на сердце
В сценах на мясокомбинате особо отчетливо заметна метка на левой стороне груди Эдди в виде большого круга, содержащего в себе маленький круг - учитывая отметки в области между кругами, это слегка напоминает Halo of the Sun (внешний и внутренний круг и руны между ними). Фактически, это метка на сердце. Мы можем подумать, что подобный знак символизирует как бы мишень для Джеймса, но также этот знак напоминает нам ДЫРУ, подобную темным ДЫРАМ маньяка Уолтера Салливана. Учитывая значение ДЫР в SH2 и SH4, мы также можем подумать, что метка на груди Эдди символизирует тьму в его сердце...

Фактически, Эдди научился давить ногами свои страхи - но у него не осталось цели в жизни, не осталось Надежды - погрузившись в свой внутренний мир, он просто стал машиной убийства (сразу же вспоминается выражение "inhuman killing machine" - из SH4, о Уолтере Салливане), а у Сандерленда все еще оставалась цель (Мэри), к которой он стремился, и, следовательно Надежда - это то, что придавало ему силы и обеспечило победу над Эдди. Таким образом Конамиевцы еще раз подчеркивают, что слепая Надежда является опаснейшим оружием в человеческих руках. Но, с убийством Эдди, к Джеймсу начинают постепенно возвращаться потерянные воспоминания. "Eddie! I... I killed a... a human being... A human being... Mary..." - в задумчивости произносит Джеймс, глядя на безжизненное тело толстяка.

Информация для размышления
Цитата: It doesn’t matter if your smart, dumb, ugly, pretty...it’s all the same once you dead. And a corpse can’t laugh. (кстати, в интервью Хироюки Оваку признается, что сам написал эту фразу и замечает, что это его любимая фраза в игре)
Метафора: "Не стоит шутить со смертью"
Символ: табличка "Gluttonuos Pig"
Музыка: the Darkness that Lurks in Our Mind, Ashes and Ghosts, Noone love you
Имя: первоначально Эдди должен был стать веселым положительным персонажем (его имя было взято от "шутника" Эдди Мерфи), но впоследствии создатели (как они сами признаются в LM) решили полностью поменять его характер (имя осталось, но оно теперь скорее напоминает о американском маньяке-убийце Эдди Гейне (Ed Gein) ). Фамилия Эдди скорее всего происходит от созвучия с англ. словом "Dumb" (т.е. глупый, тупой - это еще один предлог для насмешек начальников\одноклассников над Эдди), а также указывает на неамериканское происхождение Эдди.
Комментарии к облику: По признанию Имамуры-сан, телосложение Эдди было смоделировано по образу одного из его друзей. Большинство деталей облика Эдди призвано дать нам понять, почему над Эдди издевались, а поведение толстяка должно вселять недоверие играющего к этому персонажу. На начальных этапах разработки, Домбровски должен был носить с собой полуавтоматическую винтовку (вспоминаем изрешеченные пулями трупы), но под конец решено было сменить оружие Эдди на револьвер (еще бы - вы представляете, во что бы превратился босс-файт с маньяком, вооруженным винтовкой!?).
Актер: роль толстяка исполнил David Shaufele. Забавно, что первоначально он пришел, чтобы поддержать свою дочь (которая пробовалась на роль Лоры), но тоже решил попробовать кого-нибудь сыграть - и вот результат... В интервью актер признается, что наиболее правдоподобно отразить безумие персонажа ему помогает воспоминание о моменте, где Дэвид однажды, во время пребывания в Индии, оказался на волосок от смерти. Правда, многие из записанных для Эдди звуковых эффектов были утеряны вследствие поломки компьютера (конамиевский хард летел три раза - однажды разрабы потеряли целых 18 гигов материала!). Так, сцена с Домбровски в туалете первоначально должна была сопровождаться куда более "интенсивной" озвучкой.