Часть 4. Анализ персонажей
4-2. Генри Таунсенд
Возраст: чуть менее 30-ти лет ("late twenties" - указано в качестве возраста Генри в официальном мануале по SH4)
Профессия: неизвестна
а) Информация из "Списка Жертв"
Жертва 21/21
Жертва : Генри Таунсенд
Род занятий: Неизвестен
Пол/Особые приметы: Белый мужчина
Рост/Вес: 185 см, 80 кг
Увлечения: Фотография, путешествия
Другое: В молодости посещал Silent Hill
Мотив убийства: «Receiver of Wisdom»
Метод убийства: Неуспешен?/ Неизвестен
Место убийства: Неизвестно (ИМХО в качестве места убийства вполне подойдет "Другой мир")
Оставленный предмет: Неизвестен (но мы понимаем, что после смерти Генри остается его Квартира 302 - фактически, это и есть его предмет)
Раньше Генри был открытым человеком: увлекался фотографией, любил путешествовать, часто бывал в SH ("I went sightseeing there a few years ago" - "I visited Silent Hill a lot of times when I was that age")... В общем, жил и радовался жизни (на всех фотографиях Генри в юности мы видим счастливую улыбку на лице)
Но что-то странное произошло 2 года назад... Тогда что-то переменилось в душе Таунсенда...
Генри решил снять квартиру - и, по иронии Судьбы, ему приглянулся SAHapts. При виде фотографии здания, Таунсенд вспоминает: "I was immediately attracted by the outside of the building, as well as the view from the window here. When I moved here two years ago, I almost felt like I was being drawn here". И впрямь, непреодолимая сила влекла его в Квартиру... В Квартиру 302, с которой когда-то были связаны все надежды и мечты Уолтера Салливана о счастье и долгожданном умиротворении.
б) Почему Генри так приглянулась Квартира 302?
Ответ: Вполне очевидно, что в Квартире продолжали незримо существовать чувства и воспоминания Уолтера, связанные с этим местом (т.е. псих. энергия. Если вам что-то не понятно - прочтите уже наконец Часть1!)
Что чувствовал Уолтер к Квартире, к своей Матери? Правильно - чувство любви. Вот, когда Генри был рядом с SAHapts, сила Уолтеровского чувства начала воздействовать на него и Генри тоже почувствовал любовь и привязанность (разве что не пуповиной) к Квартире 302.
С тех все переменилось в жизни новосела. Он начал НОВУЮ жизнь (обратите внимание как в начале SH4 неспроста говорится именно "NEW life" - это важно), жизнь, о которой когда-то мечтал Уолтер... А было ли это вообще жизнью? Давайте разберемся как жил Таунсенд эти 2 с лишним года.
Более чем за 2 года пребывания в SAHapts Генри даже не познакомился с соседями. Айлин лишь смутно помнит его имя и лицо ("I know his name and face, but that's about it"), а Ричард Брейнтри вообще ничего не знает о Генри ("he guy who lives here... What's he like, anyway?"). Складывается впечатление, что на 2 года Генри запер себя в темнице Квартиры (а не этого ли так сильно желал Салливан?), не выходя наружу... Отстранился от всего мира людей, подобно одинокому монаху в келье.
Управляющий SAHapts - Фрэнк Сандерленд - единственный человек во всем SH4, кто знаком с Генри. Но, как мы видим, знакомство с Фрэнком не длилось долго - Фрэнк хотел наладить дружеские взаимоотношения с новым постояльцем и, узнав об увлечениях Генри, сразу же подарил ему фотографию ("I got this photo from Frank Sunderland, the super here at South Ashfield Heights" - заметьте, Генри неспроста говорит именно "я получил эту фотографию от Фрэнка Сандерленда, управляющего...", а не что-нибудь наподобие "я получил эту фотографию от своего друга\знакомого Фрэнка" - формальное упоминание "по фамилии" с обозначением должности вполне ярко говорит, что близкими друзьями Таунсенд с Сандерлендом никогда не были). Но Генри не поддержал дружбы - видимо, их общение ограничивалось сухим "здрасьте-здрасьте".
А теперь обратите внимание на комментарии Генри - он рассказывает, как много лет назад бывал в SH, но за всю игру он не говорит ничего о том, как он 2 года жил в 302. А все комментарии к интерьеру квартиры сводятся к "как я приехал, я ничего не трогал - все осталось по-старому". Генри привез с собой книги - и за 2 года даже ни одну не прочел. А свои ботинки он купил еще много лет назад при посещении SH - сколько же лет он уже в них ходит? (напрашивается мысль - а ходит ли он вообще?) Или новые ему просто не нужны, так как Генри вообще предпочитает не выходить из любимой Квартиры?
Вот не станет Таунсенда - и как вообще можно будет доказать, что эти 2 года Генри вообще жил? Что он оставит после себя? Ребенка? Произведения искусства? Воспоминания в сердцах близких? Боюсь, что нет... Даже соседка не запомнит его лица.
Так жил ли вообще Генри эти 2 года? Думаю, ответ ясен..
Это были 2 года абсолютного "не-бытия"... 2 года, пролетевших в один миг чередой серых однообразных бессмысленных дней, сливающихся воедино и не оставляющих после себя ровным счетом никаких воспоминаний...
в) Какова предположительная профессия Генри?
Ответ: Кем работает Таунсенд? О! Это большая и страшная тайна - даже в Victim's List упомянуто лишь, что он увлекался фотографией и путешествиями - а про работу исключительно "Unknown"... Наводит на размышления. Быть может, он вообще не работает? - посмотрите, в каком захолустье живет Таунсенд (человек с деньгами в кармане не будет селиться в дешевом мотеле с кровавыми ладошками и мясом на стенах :) )
Нам ясно, что на работу Генри не выходит (иначе его знал бы извечный постоялец SAHapts - Ричард Брейнтри), да и по его телосложению становится очевидно, что работа не может требовать физической силы - значит, если он и работает, то эта работа исключительно творческого характера, не требующая выхода из Квартиры.
Давайте одним глазком взглянем на стол Генри - мы видим ручку, линейку, кучу тетрадок и толстые книги на столе, больше всего напоминающие карманные словари.
Быть может, Генри писатель? Скажем, работает в небольшом журнале и просто высылает новые материалы...
Также в глаза бросаются брошюрки на столе - одна с фотографией женщины, другая - с фотографией пустой комнаты. Так, может, Таунсенд пишет и иллюстрирует мелкие брошюрки? (как Роджер Видмарк в SH2\3)
В любом случае мы можем лишь строить предположения. Думаю, Конами оставляют геймеру простор для фантазии, официально не оглашая профессию Генри - вы можете домыслить это сами и, естественно, в отсутствие официальной инфы любая ваша версия будет верна.
г) Анализ внешности Генри
Тут все просто: рубашка, джинсы и ботинки. Мы видим, что Таунсенд не особо следит за модой и своим внешним видом (ну, такой полухолостяцкий стиль). Да и зачем следить за внешним видом, когда осознаешь, что в твоем одиночестве тебя все равно никто не увидит, не обратит внимания на внешность? Растрепанные волосы - явный признак творческой натуры (хых, если кто помнит фильм "Тайное Окно" и прическу главного персонажа, писателя, те сразу поймут куда я клоню), небритая щетина выдает Генри - ясно, что в состоянии, близкому к состоянию "не-бытия" человек уже долго "не-брился" =)
В цветовой гамме Генри преобладают белый и нежно-голубой. Соответственно, белый обычно трактуется как цвет чистоты (либо цвет смерти - в азиатских культурах), как правило, белый имеет религиозный подтекст (ну а какой еще цвет должен был быть у финальной жертвы ритуального жертвоприношения!?), соответственно, синие цвета - обозначают все, что связано со спокойствием и умиротворением - расслабление, сон, погруженность в мечты, уход от действительности и т.п. - очень идет Таунсенду.
Нет, вы чего хотите думайте, а я все же повторяю, что в SH4 дизайнеры из Konami провели просто потрясающую работу по подборке внешностей персов! Просто потрясающую!! Воистину, настолько сильная проработка встречается КРАЙНЕ редко.
Кстати, обратите особое внимание на разительное сходство Генри с маленьким Уолли - прическа, черты лица... И впрямь, копия. Отмечу, что подобное сходство - не случайность, мы подробно разберем этот вопрос чуть позже.
д) Каков примерный распорядок дня Генри?
Ответ: ИМХО истинно "обломовский". Если вглядеться в интерьер Квартиры, то можно выделить своеобразные "центровые" точки. Во-первых, это телевизор - складывается впечатление, что Генри почти все время проводил за своим ТV. Второе особо выделенное в Квартире место это, конечно же, кровать. Полную картину я лично представляю себе примерно так: Генри просыпался, некоторое время валялся в кровати (да мы и встречаем его первый раз сидящим на кровати), потом чапал к дивану - усаживался смотреть телевизор. Все это перемежалось с работой и употреблением алкогольных напитков, пусть и в небольших количествах (вспоминаем бутыль вина в холодильнике). Также Генри постоянно предавался воспоминаниям о былых днях, проведенных в Безмолвном Холме.
Вот такое вот "активное" времяпрепровождение.
е) В чем причины немногословности Генри?
Ответ: и впрямь, Таунсенд не особо многословен (ну сравните хотя бы с Хизер, бесконечно треплющейся о всем, что только увидит!) - почему он не говорит о себе мы уже выяснили (ну что о своей жизни может сказать, к примеру, человек, долгое время пребывавший в коме? Тоже самое и с Таунсендом с его... прошу прощения, с Уолтеровским "не-бытием"). Давайте подумаем: Генри 2 года сидел взаперти в Квартире, отстранившись от всего мира, отстранившись от всех людей.
Зачем вообще нужны слова? Для общения между людьми. А с кем из людей Генри общался за все это время? Да он просто за 2 года отвык от общения! 2 года он сам был своим единственным собеседником, а "общение" могло сводиться лишь к мыслям вслух.
ж) Скрытое значение глобуса
Обратите внимание на глобус в квартире Генри. Он говорит о былом увлечении путешествиями... Раньше Таунсенд хотел объехать весь мир, побывать в различных точках земного шара... И снимать фотографии - воспоминания о посещении любимых мест. Но теперь все перевернулось. Желание объехать весь мир со временем сменилось желанием спрятаться от мира в своей Квартире, а желание сохранить память о лучших днях жизни (и оставить память о себе) сменилось желанием погрузиться в вечный сон и отстраниться от людей...
Так, в человеке медленно изменялась система ценностей, Генри начинал все больше и больше проникаться духом Квартиры, чувствами Уолтера...
Но он все же был счастлив... Henry was happy and enjoying his new life. One other thing... He couldn't leave Room 302...
з) Что означает надпись на двери "Don't go Out!! Walter"?
Ответ: Помните табличку в Wish House, предупреждающую об опасностях внешнего мира ("The Outside is filled with dangerous things. If someone goes Outside without an adult's permission, the Master is sad")? Вот именно. Это мысль Уолтера о том, что выходить из Квартиры опасно, материализовавшаяся в Уолтеровском мире - а т.к. Генри все больше погружается в мир Уолтера, он начинает видеть (ну, более корректно будет - "ощущать") мысли, чувства и страхи (в том числе и детские) Уолтера Салливана.
Вот, в какой-то мере фраза "Don't go Out!!" стала жизненным (или корректнее будет сказать "безжизненным"?) девизом Генри Таунсенда. Он "жил" 2 года под этим девизом и был счастлив - но когда видит свою жизненную философию чуть под другим углом (да-да, в гипертрофированном, извращенном виде), видит свой (Уолтеровский) жизненный девиз на двери, Таунсенд говорит лишь "What the hell...?"
И впрямь, "What the hell...?" И, не покидая этот самый "Hell", "не выходя наружу" из этого "ада", Генри счастливо прожил (прожил?) 2 года...
и) Зачем Генри разговаривает, когда все равно знает, что один в Квартире? Что это означает?
Ответ: мы часто слышим как Таунсенд разговаривает сам с собой ("Oh, man... What a dream..."). Особенно в начале игры. Спрашивается - зачем? Никто его уже не услышит... Никто не услышит ни его крики о помощи, ни крики отчаянья... Теперь Таунсенд остался в абсолютном одиночестве, в абсолютной тишине, в Квартире абсолютного уединения и умиротворения... Квартире абсолютного "не-бытия"...
Вот именно из-за одиночества Генри и разговаривает сам с собой. В отсутствие настоящих людей, Таунсенд пытается общаться с мысленным собеседником, чтобы создать хотя бы тень жизни... Оказавшись в абсолютной тишине, Таунсенд пытается ее нарушить, заполнить пустоту. Но можно ли в одиночестве заполнить пустоту своей души? Что можно противопоставить всесокрушающему желанию умиротворения Уолтера Салливана?
Ответ на этот вопрос мы сможем найти лишь в конце.
Генри все больше начинал ощущать чувства Уолтера, его желания, мечты, переживания, его мир... И в один серый, ничем не примечательный день Генри попал в мрачный мир Уолтера (в тот день он в первый раз увидел кошмар).
Пять дней назад Генри осознал, что время в его жизни остановилось (на 10:06) - на улице жизнь течет как прежде, но для Таунсенда жизнь остановилась, он оказался полностью отрезан от внешнего мира - телевизор, телефон... Все не работает. Даже окна не открываются и их нельзя никак выбить... И никто не знает, что весь мир человека перевернулся, никто не узнает даже если Генри не станет - даже если он просто навсегда исчезнет. И что самое странное - дверь оказалась наглухо запертой изнутри.
Неужели Генри запер кто-то, находящийся прямо в его квартире?
Таунсенд замечает, что "Five days ago...My whole world has suddenly turned insane..." Но правда ли, что мир Таунсенда перевернулся только 5 дней назад? Нет. Генри сам запер себя в Квартире еще 2 года назад, он сам отстранился от людей...
Вся комната это лишь метафора "счастливой" жизни Генри в последние 2 года - и лишь увидев свою "жизнь" в таком свете, наш протагонист начинает понемногу осознавать, что весь его мир перевернулся с ног на голову.
В образе Таунсенда заключен глубокий смысл - все 2 года Генри знал, что может просто открыть дверь и оказаться на свободе - и поэтому он от этой свободы отказывался, запираясь в Квартире и погружаясь в "не-бытие". И лишь поняв, что эту свободу он может навсегда потерять, Генри приходит к осознанию того, что он все же хочет "быть". Уж так устроен человек: мы осознаем истинную ценность какой-либо вещи (блага), лишь навсегда потеряв её (Вот так и Джеймс в SH2: была Мэри здорова - и по стрип-барам шлялся, и особого внимания ее здоровью не уделял. Как умерла - усё, на любимой жене свет клином сошелся!)
И, как уже говорилось ранее, когда Генри осознает, что хочет "быть" - только тогда он начинает тянуться к людям, начинает искать выход на свободу. Но уже поздно... Скоро Таунсенд даже потеряет возможность смотреть на мир людей через запертое окно, окончательно растворившись в темном и безжизненном "Раю" Салливана. Генри слишком поздно разобрался в потемках своей души - сделай он это раньше и ему удалось бы избежать влияния Уолтера... "But now it's over... It's over..."
Дверь в мир людей уже навсегда заперта...
В SH4 мы встречаем Генри Таунсенда на том моменте самоосознания, когда он начинает понимать, что не может жить в одиноком герметичном, изолированном мире - он желает снова услышать человеческий голос (сцена с телефоном), желает увидеть человеческое лицо (сцена, где Генри смотрит на Айлин за дверью), желает выбраться из Квартиры обратно в мир людей... И эта жажда "свободы" становится главным желанием бывшего затворника, именно это желание движет им, и именно ради осуществления этого желания Генри теперь пойдет на все на свете...
к) Сцена с телефоном
5 Дней кошмаров и осознания собственного одиночества... Как бы Генри хотелось снова услышать человеческий голос - и... о чудо! Телефон звонит! Но, по иронии Судьбы, не Генри просит у дозвонившегося позвонить в полицию, освободить его... Все происходит наоборот, как во сне. Генри лишь произносит "Hello...?" в надежде, что звонок не привиделся ему, в надежде, что услышит голос человека в трубке, в надежде, что кто-то освободит его, поможет... Насколько же странно слышать, что самого Таунсенда просят о помощи. Причем, телефонный шнур перерезан... Как 34 года назад в этой Квартире оборвалась пуповина, разлучив Уолтера с Матерью, также сегодня обрывается и телефонный шнур, отрезая Таунсенда от внешнего мира... После таких событий Генри стоило бы усомниться в собственной "нормальности". Быть может, он так хотел услышать человеческий голос, что сам выдумал загадочный звонок? Ответ мы найдем в мире Уолтера Салливана...
л) Наблюдение за Айлин
Что же заставляет Генри наблюдать за своей соседкой? С нетерпением ждать момента, чтобы лишь взглянуть на нее? Ведь раньше (до осознания своего безнадежного одиночества и отстраненности от внешнего мира) Таунсенд мог запросто выйти из Квартиры, подойти к соседке, пялиться на нее сколько угодно, общаться, подарить цветы и назначить свидание.. Но раньше затворнику такое даже и в голову не приходило (или приходило, но Таунсенд не находил в себе сил выйти из тихого и спокойного мира Квартиры?). И лишь теперь Генри осознает как много теряет, ему хочется еще хоть раз (может, последний раз в жизни...) увидеть живого человека. Естессно, подобное созерцание доставляет аж двойное наслаждение, т.к. вид человека всегда сопровождается надеждами на спасение (да и вообще - приятное это дело. Кто ж откажется за дээвушкой в щель подглядывать? Эротика, причем, абсолютно халявная, паанимаешшшь)
Но тут есть и другой, гораздо более важный подтекст. Генри начинает понимать, что он не живет и не может жить - но, тем не менее хочет. И по этой причине он пытается скомпенсировать собственную безжизненность наблюдением жизней других людей. Т.е., наблюдая за Айлин, он чувствует, что все же живет - живет ЕЁ жизнью. И отчасти поэтому ЕЁ жизнью он впоследствии начнет дорожить больше, чем собственной (вспомните концовку "Eileen's Death" - пожалуй, самую грустную и мучительную концовку SH4, где мы вместе с протагонистом чувствуем боль и безысходность). Так, Генри медленно начинает жить лишь жизнями других людей, подменять свою "жизнь" наблюдением за чужими жизнями. Да уж, совсем как заправский поклонник различных реалити-шоу и мексиканских телесериалов. Довольно грустная картина - но это все, что осталось Таунсенду, скоро у него, возможно, уже не будет и этого.
Как бы Генри хотелось выбраться из своей клетки-Квартиры... И в ванной комнате вскоре появляется ДЫРА. Необъяснимо, этого не может быть... Ведь этой ДЫРЫ не может быть, просто не бывает такого в мире - в мире людей... Но наконец-то в герметичном мире Таунсенда появилась ДЫРА, наконец-то у него появилась Надежда выбраться из заточения.
Обратите внимание: увидев ДЫРУ, Генри сначала не может поверить своим глазам - в шоке от увиденного он спрашивает "What the hell?!" - может, в этот момент он начинает сомневаться в ясности рассудка? Но в тот же время Таунсенд спрашивает (скорее, себя) "S-Somebody in there?" - в голосе чувствуются неуверенность, страх и ... надежда. И впрямь, Генри так бы хотелось увидеть человека в ДЫРЕ, но внутри мы видим лишь тьму, тьму и пустоту человеческой души (да-да, сразу же приходит на ум "From the Darkness and Void, bring forth Gloom").
Дыра необъяснима, само ее существование невозможно, она противоречит всем представлениям о мироустройстве, противоречит устоявшемуся человеческому рациональному сознанию. Но ДЫРА - это последняя Надежда Таунсенда, если не поверить в эту Надежду - остается лишь отдаться Отчаянью и умереть в безысходности и безнаге, подобно Джозефу Шрайберу... Так что же делать? Что предпочесть - рациональность и Отчаянье или безумие и Надежду на Спасение? Генри делает свой выбор - "I wonder if I can get out this way...?", желание свободы заставляет его испробовать последний шанс. Генри погружается в ДЫРУ...
м) Сцена с ДЫРОЙ
Эта сцена является одним из наиболее символичных моментов в SH4 и у нее есть как минимум 3 скрытых значения - в полной мере мы разберем ее в анализе SH4, а сейчас давайте рассмотрим ее значение как бы со стороны Генри Таунсенда.
В слабой Надежде на освобождение из плена Квартиры, Генри пролезает в ДЫРУ - верит ли он, что она куда-то его выведет? Хочет верить, но рациональный человеческий разум отчасти сопротивляется подобной безумной Надежде.
И что же видит Генри в ДЫРЕ? Слабый свет в конце туннеля - свет Надежды, сначала он слаб, но, чем дальше Таунсенд следует по пути своей последней Надежды - тем ярче становится свет. Т.е. мы понимаем, что свет олицетворяет не только определенную заветную цель, но и силу Надежды Таунсенда на освобождение.
Куда же выведет протагониста эта слепая Надежда?
И куда же выводит Генри желание выбраться из Квартиры? Во внешний мир, страшный внешний мир... Уолтера Салливана. Из одной клетки, Генри попадает в другую - в одну клетку вечного сна с жертвами и подсознательными страхами кровавого маньяка-убийцы. Может, стоило все же последовать рекомендациям Уолли и оставаться в Квартире? Впрочем, нет - Квартира становится невыносима (особенно ее "невыносимость" становится очевидна к концу игры) - и остается лишь противостоять страхам Уолтера, противопоставить Салливановскому желанию "не-бытия" свое желание снова жить, желание свободы, желание вернуть то, что было у Таунсенда когда-то в прошлом...
н) Взаимоотношения Таунсенда с жертвами Салливана
Наконец-то Генри встречает людей - людей, затянутых внутрь мрачного подсознательного мира Уолтера Салливана. Но может ли Таунсенд быть уверен, что это настоящие люди? Быть может, это все лишь его сон? "It's just...a dream, right...?" В чем может быть уверен человек, которого внезапно лишили опоры под ногами?
Тем не менее, будь то сон или нет - Генри в конце концов нашел человека, нашел то, от чего 2 года отказывался и чего сейчас ему так не хватает. Заметьте, всю игру Таунсенд одержим каким-то нечеловеческим альтруизмом: он старается помочь всем жертвам Уолтера, старается спасти их, дорожит ими больше, чем собственной жизнью... Но все напрасно. Все опять рушится на глазах узника Квартиры: как только он находит выход наружу - он оказывается в новой клетке; как только он находит человека - он умирает на глазах; как только он обретает любовь - заветное чувство разбивается вдребезги. Все Надежды рушатся, постепенно сменяясь отчаяньем и осознанием собственного бессилия...
Обратите внимание, что сюжеты всех миров строятся на "отношениях" Уолтера и жертвы. Генри же представляет из себя лишь наблюдателя. Как он ни старается, он не может ничего изменить. Он лишний в мире Уолтера, точно так же как Уолтер был лишним в мире людей...
о) Инстинкт самосохранения
Помните Джеймса в SH2, бегущего наперегонки с Марией к лифту, чтобы спасти исключительно СВОЮ филейную часть от копья Пирамиды? Так вот, в SH4 со стороны протагониста мы не увидим ничего подобного.
Складывается впечатление, что в Генри инстинкт САМОсохранения замещен всепоглощаемым альтруизмом (вспоминаем сцену, когда Таунсенд, пытаясь спасти Брейнтри, хватается за его электрический стул).
Что это? Очередной типичный рафинированный американский SuperHero? Или же тут скрыто нечто более сложное, более глубокое?
Давайте вспомним сцену с первой встречей "собак". Хоть мы и понимаем, что протагонист не может поверить своим глазам - но мы не видим на его лице ужаса (вообще за всю игру мы фактически ни разу не видим, чтобы Генри боялся ЗА СЕБЯ - "I wonder if Eileen is Okay", "Eileen... Are you still alive...? Eileen..."), он не пытается кричать "Спасите-Помогите!!!". Что же это значит? Может, находясь в полном одиночестве Генри понимает, что ему никто не поможет и что лишь он может спасти себя? Вряд ли.
А, может, Генри понимает, что это всего лишь "It's okay...it's just a dream...", и что собаки не реальны? Хотя, тоже нет... Ведь потом он говорит Айлин, что "if you get killed here... Then you die in the real world too..." - но все же защищает девушку, рискуя собственной жизнью. Да, пожалуй, дело именно в этом. Чем рискует Генри, защищая жертв? Своей жизнью. Но что было у Генри последние 2 года? Жил ли он, была ли у него настоящая жизнь? Сложный вопрос... Но теперь Генри предпочтет умереть, чем продолжать жить в мрачной клетке полного одиночества и безнадеги.
п) Потерянные воспоминания
Чем же "жил" Генри 2 года в Квартире 302? Большую часть его жизни составляли воспоминания о днях, проведенных в Безмолвном Холме. Он продолжал находиться в прошлом, все больше погружаясь в "не-бытие". Занятие фотографией лишь подчеркивает насколько сильно Генри дорожил своими воспоминаниями.
Но обратите внимание на метаморфозы с комментариями протагониста в процессе игры. Мы понимаем, что воспоминания Таунсенда постепенно замещаются воспоминаниями Джозефа Шрайбера (а также Уолтеровскими) - Генри теряет все, чем так дорожил, у него не остается ни прошлого, ни будущего... Новый жилец Квартиры обречен стать "чистым листом" и раствориться в подсознательном мире Салливана.
р) Влияние Генри на мир Уолтера
Обратите внимание, что все жертвы (и не только) Уолтера привносят в его мир какое-то определенное чувство или воспоминание (например, дневники Шрайбера, оставленная косметика Синтии и иные виктимовские "items left behind", дневник Фрэнка Сандерленда, дневник Майка и т.п.). Но где же элементы из подсознания Генри, отраженные в мире Уолтера? Некоторые считают, что образ озера Толука в мире Салливана - отражение Таунсендовских воспоминаний, но это крайне маловероятно.
Так что же Генри привнес в мир Уолтера? Или он был настолько "чистым" листом, что в его пустой голове не нашлось ни одного отчетливого образа\воспоминания? Ан нет. Вся Квартира 302 - это одно сплошное воспоминание Таунсенда. Вспомните концовку "21 Sacraments" - обстановка в Квартире Уолли является вовсе не воспоминанием маньяка и не воспоминанием Шрайбера (у него не стояло радио). Это воспоминание самого ГЕНРИ о квартире 302, продолжающее жить в мире Салливана.
Значит, в контексте концовки "21 Sacraments" именно воспоминание о квартире 302 было самым сильным воспоминанием Генри, т.к. именно в этой Квартире прошли 2 "счастливых" года "не-бытия"...
с) Генри как 21-я жертва
Как мы знаем, во многом номера жертв соответствуют картам Таро. В картах Таро номер "21" - это карта "Мир" ("The World", также иногда встречается под названием "Корона Магов") - это "положительная" карта и символизирует Мудрость, Любовь, победу человека над своими слабостями и т.п. Соответственно, этой самой мудрости\любви\милосердия\сострадания в Таунсенде куча (вспомните, как он заботится обо всех жертвах, пытается их спасти - хотя, в принципе должен бы о себе беспокоиться) - девать некуда, потому он и стал 21-м. Коме того, мы видим, как Генри постепенно преодолевает свою прежнюю слабость - замкнутость в Квартире. Также роль жертвы\символа 21121 отражена в знаке "Halo of the Sun" (подробнее см. в Часть 2, раздел 13).
т) Генри как "Receiver of Wisdom"
Стоит особо отметить, что у Уолтера Салливана по определенным причинам "Receiver of Wisdom" ассоциировался именно со следующим обладателем квартиры (его "Матери") после "Giver of Wisdom" ("Whoever lives here after me... You'll be the 21st, the last of the sacrifices..." - пишет Шрайбер в своем письме будущему жильцу). Думаю, подобный выбор жертвы связан со странными ассоциациями Уолтера с Матерью - если внимательно соотнести жертв "15121" и "21121", то становится ясно, что в воспаленном сознании Уолтера слово "Мудрость" ассоциировалось с его "Матерью" (т.е. "Получатель Мудрости" = "Получатель Квартиры", следующий жилец). Соответственно, "Получатель Квартиры", попавший в мир Уолтера переносит в этот мир Квартиру из своих воспоминаний (и она смешивается с миром Уолтера - вуаля, Уолли открыт путь в Мамку!)
Но тут есть и иные скрытые смыслы.
Во-первых, Шрайбер, "Giver of Wisdom" изучает личность Салливана - и передает эти знания Таунсенду, "Получателю Мудрости", в виде писем (хотя, сам Салливан, естессно, не предполагал подобного смысла).
Во-вторых, темой Шрайбера было Отчаяние - быть может, Отчаяние и должно было стать его Мудростью? А Генри должен был перенять, "получить" это Отчаяние, читая дневник Джозефа и видя, как все его (Генри) желания и надежды рушатся на глазах...
И, в-третьих, самое главное. Уж этого-то Уолтер точно не предполагал. Лишь увидев мир Уолтера, Генри взглянул на свою жизнь с новой стороны - через призму Салливановской души. Заметьте, что самокопания Таунсенда происходят именно через мир Уолтера ("Into the Depths of Self Discovery"), именно через заточение Генри понимает, насколько ему хочется жить и насколько ему страшно остаться в одиночестве и насколько ему дороги люди, свобода и весь мир, который Генри теперь может навсегда потерять. Только в мире Уолтера затворник понимает "житейскую мудрость". Но не слишком ли поздно? Может ли еще это запоздалое осознание истинных желаний протагониста повлиять на его судьбу?
Ответ на этот вопрос мы найдем лишь в концовке.
у) Сравнительная характеристика Уолтера Салливана и Генри Таунсенда
Думаю, вы все уже заметили, что Генри и Уолтер весьма похожи - это выражено даже во внешнем виде (Генри и маленький Уолли). Давайте проведем сравнительную характеристику.
- Оба - впечатлительные и творческие натуры.
- Уолли сначала был любознательным ребенком (вспомним как он выходил за пределы приюта, смотрел на камень), но под давлением культа Уолтер стал замыкаться в себе, отстраняться от внешнего мира. В конце концов он начал мечтать о своей клетке - своей Матери\Квартире.
- Генри тоже сначала был открытым человеком, любил путешествовать... Но под влиянием чувств Уолтера (быть может, вообще псих. энергия Уолли тут не при чем!?), что-то в его душе стало меняться, он начал замыкаться в мире Квартиры.
- В результате и Уолтер и Генри приходят к желанию "умиротворения в Квартире". Раз они становятся столь схожи - не удивительно, что Генри попадает в мир Уолтера.
- Оба одиноки. И оба не могут жить в мире людей без поддержки... Уолтер борется с чувством одиночества, убеждая себя, что у него есть Мать. А Генри убеждает себя, что ведет счастливую жизнь...
- Подобно тому, как Уолтер был отрезан от Матери ("But one day the cord was cut, the mother went to sleep. The baby was left all alone"), также и Таунсенд в один прекрасный день оказывается отрезанным от внешнего мира ("The cord's cut..."). Теперь только он начинает желать свободы.
- Как Уолтер хотел помочь своей Матери, так и Генри пытается помочь людям, попавшим в мир маньяка.
- Как Уолтер был лишним в мире людей, так и Генри является лишним в мире Салливана.
Что ж... Хрупкие творческие личности - с ними постоянно так. :(
Будь Салливан настоящей "inhuman killing machine", как нас уверяет Шрайбер - и, пожалуй, у Генри не было бы ни единого шанса (даже в книге SH1 отмечалось, что отрицательные эмоции всегда сильнее положительных). Но в Уолтере живут сомнения, убийца не может решиться на пожертвование Айлин Гэлвин ("The boy protected me from the man with the coat"). Примерно такая же ситуация была в SH1, когда Алесса не могла окончательно решиться - хочет она Рождения Бога и устроения Апокалипсиса для ненавистных людей или нет... Все мы знаем куда приводят сомнения. Вот именно сомнения Уолтера дают Генри шанс спасти Айлин - у него снова появляется слабая Надежда. На этот раз это действительно ПОСЛЕДНЯЯ Надежда - и Таунсенд отправляется в "мир Госпиталя" чтобы помочь Айлин. Eileen... Are you still alive...?
ф) Генри и Айлин
2 года Генри жил в соседней квартире с Айлин и не особо интересовался дээвушкой (или все же интересовался, но, находясь в своей "обломовской" коме, все не решался даже заговорить с ней?) Все как обычно - как только до Генри дошло, что он Айлин может больше и не увидеть - тогда только дошло, как ему дорога Айлин. Вот никак нельзя было врубиться чуть раньше, или обязательно было ждать, пока придет добрый дядя Уолтер Салливан и, подобно заправскому психологу, внесет примерную ясность в бестолковую голову Таунсенда!?
В любом случае, кошмар сблизил двух людей: Айлин понимает, что одной ей из мира Уолтера не выбраться ("You're the only chance I've got... I'll stick with you"), а Генри понимает, что даже если каким-то чудом он выберется из мира Уолтера - то уже не сможет жить в одиночестве, также он чувствует, что Айлин стала его самым близким человеком (эмм, опять влияние Уолтера или на этот раз это все же чувства самого Генри? Узнаем в концовке) посему нужно спасать Айлин во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни. Перефразируя Джеймса в SH2, "Without Eileen, I just can’t go on" (В непосредственном тексте SH4 фактической заменой этой фразы служит "I can't just leave Eileen") Такой вот получился странный симбиоз. Айлин не может без Генри в мире Уолтера, а Генри не сможет жить в реальном мире без Айлин (вспомним Eileen's Death).
Что ж, теперь, когда Таунсенд смог разобраться в своей душе, у него появилась Надежда на спасение и смысл ЖИТЬ - может, теперь у него действительно есть что-то, что можно было бы противопоставить Уолтеровскому желанию умиротворения? Впрочем, у него пока еще нет Веры в победу над Салливаном.
х) Абсолютная Истина
На протяжении всей игры Генри (с Айлин) стремится в самую глубь мира Уолтера, веря, что там он сможет найти Абсолютную Истину, которая позволит победить маньяка и положить конец кошмару. Но что же находит Генри, спустившись на дно подсознательного мира Салливана? Что же представляет из себя "Абсолютная Истина"? Просто еще одна ложь... Шрайбер уверяет Таунсенда, что Салливан - всего лишь машина для убийства ("he's become nothing more than an inhuman killing machine..."), что в нем нет ничего человеческого (хотя мы-то с вами знаем, что Уолтеру даже в своем мире не чужды сомнения). Так зачем же Генри так нужна эта ложь? Она дает ему Уверенность и Надежду.
Шрайбер уверяет, что еще не поздно и мы можем спастись ("Even now...it may not be...too late..."), а также внушает Генри, что он ОБЯЗАН убить Уолтера без каких бы то ни было сомнений\сожалений ("You must kill...him... You must kill him... Kill... Kill... Kill... Kill...").
Вот теперь все собрано. После осознания собственный желаний в Генри появляется желание ЖИТЬ, после встречи близкого человека появляется смысл жизни, а теперь и уверенность в спасении... Быть может, это все ложь... быть может, это просто очередная иллюзия... Но это не имеет значения. Пока Генри Таунсенд верит в эту иллюзию - в его руках находится хрупкая "кирка Надежды".
В конечном счете желание свободы приводит Генри в одну Материнскую утробу с Уолтером Салливаном. Воистину, драматичный финал... Мы видим, как встречаются два безнадежных "альтруиста"... Взрослый Уолтер, желающий завершить 21 Sacraments ради своей Матери и детской мечты (он заботится об Уолли), а потом уйти со сцены - это все, что ему осталось, это все, ради чего он еще продолжает грустное существование... И Генри, пытающийся защитить Айлин и готовый пожертвовать ради нее жизнью, ибо без этого близкого человека жизнь Таунсенда снова превратится в кошмар, череду серых дней, полных одиночества и отчаяния...
Желание жизни и желание смерти, Эрос и Танатос схлестнулись в последней битве на арене вечного круга Рождения и Смерти.
Кто же победит?
Победит ли Уолтер и пожертвует жизнями Айлин и Генри лишь ради того, чтобы погрузиться в вечный сон ("Mom... I'm home.. I'm gonna stay with you, forever...")?
А, может, верх одержит Генри, но что его ждет, если он потеряет Айлин, смысл своей жизни? Значит, все было напрасно ("Eileen...")?
Даже если Генри сможет победить Уолтера и спасти Айлин - хватит ли у них сил начать новую жизнь вместе и забыть кошмар? Найдут ли они свое счастье, станут ли опорой друг для друга или продолжат одинокое существование в SAHapts, обрекая себя на возвращение в мрачный мир пустоты и отчаяния?
ц) Идейный анализ Генри Таунсенда
В образе Генри мы видим отнюдь не героя, не маньяка-убийцу, а обычного человека. Одинокого человека, отстранившегося от мира в собственной Квартире. Справа от него живет такая же одинокая девушка - Айлин Гэлвин, на которую он не обращает внимания, слева - не менее одинокий Майк, любящий Рэйчел без какой-либо надежды на взаимность... В 105 - Фрэнк Сандерленд, потерявший сына и хотевший найти друга в Таунсенде (естессно, это ни к чему не привело из-за отстраненности Генри). В 205 - геймер, постоянно запертый в собственной квартире, подобно Таунсенду и никогда не выходящий наружу. 102 - женщина, которая любила только кошек и так и не нашла близкого человека... И так везде - это и есть объективная действительность нового времени: миллионы людей по всему миру, запертых в собственных клетках ("камерах хранения") и проживающий свою единственную жизнь в "счастливом" одиночестве, каждый день умирая изнутри... Каждый в душе хочет найти себе близкого человека - но все эти попытки разбиваются о стену отстраненности других людей. Со временем пропадает желание пытаться найти кого-то, все сменяется ощущением собственного бессилия и одиночества. И так всегда, на протяжении всей жизни и до самой смерти люди в "камерах хранения" обречены жить в одиноком сером мире Квартиры, боясь выйти наружу и находясь в твердой уверенности, что они никому не нужны, никто их никогда не поймет и любые попытки наладить с кем-то взаимоотношения бесполезны. Сплошные тупики - никто никуда выйти не может, должны быть альтернативы - но их нет. Все сильно смахивает на экзистенциалистскую драму. Драму, в которой изо дня в день и принимают участие все обитатели South Ashfield Heights apts. и Генри Таунсенд включительно...
Так есть ли способ разорвать этот замкнутый круг? Пробить стены клетки\Квартиры\камеры хранения хрупкой киркой надежды и наконец оказаться на свободе? Может, и есть...
Как мы видим из истории Генри Таунсенда, если человек сам запирает себя - то первым шагом должно стать самоосознание, т.е. человек должен разобраться в самом себе. Но разве можно это сделать в одиночестве? Нужен какой-либо толчок извне - для Таунсенда таким толчком стало знакомство с миром близкого по духу человеком - Уолтером Салливаном. Только взглянув на этот мир, Генри начинает осознавать, что нужно что-то менять в своей жизни, чтобы наконец отпереть дверь и выйти из заточения Квартиры одиночества.
Но даже самоосознание ни к чему не приведет, если окружающие будут также заперты, как был раньше заперт и Генри. Так что необходимо не только самоосознание, но и человеческое взаимопонимание. Но может ли оно быть достигнуто без определенного внешнего воздействия, опять же - толчка извне?
Быть может, выпуск Silent Hill 4 The Room и станет этим внешним воздействием? Быть может, как Генри Таунсенд пришел к осознанию своих истинных желаний через осмысление внутреннего мира Уолтера, также и фэны SH смогут осознать свои истинные потребности через осмысление сюжета SH4 и историй Генри и Уолтера?
Может ли игра (как знакомство с иным миром) перевернуть всю жизнь человека и его мировоззрения? Изменить человека к лучшему и наделить его Мудростью? Ответ на этот вопрос создатели оставляют за вами...
ч) Информация для размышления
Цитата: My whole world has suddenly turned insane...
Метафора: "Получатель Мудрости"
Символ: Квартира
Музыка: Melancholy Requiem, Into the Depths of Self Discovery, Your Rain
Имя: Смысл имени Таунсенда становится примерно понятен из одной из игровых фраз Айлин: "Hen...ry... Towns...hend..." Обратите особое внимание на разделение "Towns...hend.." - т.е. получается чуть измененное "Town's Hand". Генри - Рука Города. Конечно, интересно и навевает мрачные ассоциации, но вряд ли тут есть какое-либо определенное значение - на роль "Руки Города" куда больше бы подошел Уолтер Салливан.. Хотя, в конечном итоге они с Таунсендом ВЕСЬМА ПОХОЖИ. К разговору о городе стоит отметить, что в штате Массачусетс (где находится Эшфилд) есть два города с довольно интересными названиями - Таунсенд и Сандерленд. Что-то это мне напоминает... ;) В реале Генри Таунсенд - это имя известного музыканта - гитариста, вокалиста и пианиста в одном лице (к теме о творческий личностях).
Актер: Eric Nocebo