Часть 6. Анализ фильма по Silent Hill

3. Монстры фильма

Как отмечает режиссер фильма в своем интернет-дневнике, существует несколько основных версий об истинной сущности монстров в фильме: первая заключается в том, что это обычные люди - горожане, на которых Алесса выместила свою агрессию, люди в "Аду". Другая же позиция основана на том, что монстры могут быть галлюцинациями, порождением людской психики. Но, по правде говоря, ни одно из этих объяснений не является *единственно* верным. Возможны многие варианты интерпретаций.

Так или иначе, истинное зло в фильме - вовсе не монстры, а люди... Те люди, которые издевались над маленькой девочкой 30 лет назад. А монстры же, скорее, должны восприниматься зрителем как нечто вроде диких зверей в джунглях, от которых главной героине придется спасаться на протяжении фильма ("The monsters are like animals in a jungle, and you have to walk among them and escape them" - раскрывает идею Ганс)

Несмотря на то, что в большинстве западных ужастиков эффект страха строится на том, что мы не видим монстров до самого последнего момента, когда они вдруг выпрыгнут из-за какого-нибудь угла, пугая нас только одной лишь внезапностью своего появления, в фильме по Silent Hill все по-другому: здесь существа не пытаются спрятаться. Они видят нас и они нападают открыто. И, что самое важное, мы даже не можем дать серьезный отпор - т.ч. единственным выходом является попытка спастись бегством. Дело в том, что, в отличие от многих хоррор-муви (например, печально известной киношки по Resident Evil), режиссер Кристоф Ганс вовсе не хотел делать упор на экшн и в полной мере остался верен традициям игры - т.ч. здесь мы не увидим массового отстрела монстрюков. Более того, на протяжении всего фильма реальное оружие - пистолет - есть всего лишь у одного персонажа (Сибил), а главной героине вообще придется обойтись без орудий самообороны. Дело в том, что когда мы ставим человека с оружием напротив монстра, монстр начинает восприниматься просто как "враг, которого необходимо уничтожить" - и со смертью монстра, автоматически исчезает и источник страха. Как мы видим, Кристоф Ганс в фильме пытался максимально уйти от подобных стандартов, сделав монстров не просто "легко убиваемыми врагами", но чем-то большим - чем-то, что нельзя убить и что всегда находится рядом с нами. Ярким примером может послужить сцена в подвале госпиталя Брукхэвен, когда героиня пробирается сквозь группу медсестер - существа находятся настолько близко, что до них можно дотронуться рукой, но из оружия у главной героини - лишь фонарь, с которым любая попытка убить врагов окончится в высшей мере плачевно.

Являясь, по собственным признаниям, большими фанами игры-первоисточника, создатели фильма из уважения к проделанной Team Silent работе, решили оставить в фильме монстров из игры (внеся в их дизайн лишь некоторые изменения). Единственным исключением стало созданное за два дня самими мувимэйкерами существо "Уборщик", которое Кристоф Ганс считает не иначе как своим скромным вкладом в мифологию Сайлент Хилла ("He is my humble contribution to the Silent Hill Mythology").

Примечательно также, что монстров в фильме играли живые актеры (танцоры), что по словам Ганса, позволило вдохнуть жизнь в ужасных существ и сделать их движения куда более интересными.

1) Grey child
Существа с большой головой, напоминающие детей серого цвета, которых Роуз встречает в темном переулке в начале фильма. Их дизайн базировался на "детях" из первой части игры, но были внесены и изменения - например, если вы присмотритесь к телу "серых детей", то заметите, что в некоторых местах их потемневшая кожа медленно тлеет, будто бы кто-то пытался сжечь маленьких существ (предположительно, эта деталь связана с судьбой Алессы). Согласно записям Ганса в своем дневнике, дизайн монстров является "олицетворением странного, наивного чувства жестокости, присущего лишь детям", но также и "отражением страха и тревоги родителей".

2) Lying Figure
Существо из второй части игры, которое нападает на Сибил в городе. Основное отличие заключается в том, что, если в SH2 эти монстры просто "чихали", то теперь они выпускают струю черной кипящей жидкости, разъедающей все, на что она попала - именно такой струей монстр чуть не сжег Сибил. Предположительно, специфика прожигающей атаки существа связана с тем, что культ сделал с маленькой Алессой.
Примечательно также, что LF - единственный агрессивный монстр, появляющийся не зависимо от прихода Тьмы.

3) Creeper
Огромные тараканы с забавными "мордашками", которые атакуют Роуз и Сибил в кошмарной школе. Это единственный вид существ, полностью сделанный посредством компьютерной графики.
Комментарий фанатов: чтобы лучше понять отношение фанов к появлению этого монстра в фильме, давайте посмотрим, что комментирует по этому поводу st-MK - известная фанатка тараканов: "тараканчеги!... они такие кавайненькие... так бы и съела!" (благодарю st-MK за комментарий) Как мы видим из данного комментария, введение тараканов в фильм было вполне целесообразно и оправдано, т.к. каждое появление данного монстра вызывает настоящую бурю эмоций среди фанатов ^__^

4) ПирамидХэд (правда, в фильме он упоминается лишь как "the Beast")
Встречаемое в школе и перед церковью существо в странной одежде, напоминающей передник или юбку (некоторые фэны склонны предполагать, что одежда сделана из человеческой кожи), носящее серую пирамиду на голове, и таскающее с собой огромный тесак, с легкостью прорезающий даже самую твердую сталь. Оно также жестоко расправляется с Анной, когда та решает закидать камнями Далию Гиллеспи.
Об изменениях: По сравнению с игрой, в образ Пирамиды внесены некоторые изменения. Во-первых, создатели фильма, пытаясь внести в "иной мир" некую долю женственности и матриархальности, решили, как они сами признаются, продемонстрировать Пирамиду "с женской перспективы" - поэтому существо у нас теперь ходит с голым торсом и в юбке. Во-вторых, если в игре тело монстра, по мнению режиссера, выглядело достаточно деформированным, то в фильме его решили сделать большим и сильным персонажем, подобным Богу Войну из фильма "Star Gate" или египетскому богу смерти - Анубису ("In the game he has a very deformed body almost a hunchback. Instead we decided to make him a tall, powerful character a little like the Warrior God in " Stargate" that Patrick Tatopoulos created. Why? Because for me there is a little of Anibus, the Egyptian God of Death in the Red Pyramid" - пишет Ганс). В-третьих, с рук Пирамиды сняли фирменные перчатки патологоанатома. В-четвертых, несколько изменена форма головы существа - согласно комментариям создателей, это было сделано из-за того, что после нескольких попыток использования "оригинального" варианта головы, они столкнулись с некоторыми проблемами с воспроизведением компьютерного персонажа в фильме и поняли, что сохранить изначальную форму головы не получится. И, наконец, в-пятых, зачем-то сменили цвет Пирамиды с красного на серый. ЗАЧЕМ мувимейкеры пошли на такое преступное богохульство (иначе назвать язык не поворачивается) - одной лишь Великой Сабаке известно ^_^
Об актере: как известно, Пирамиду и уборщика играл один и тот же актер (благодарю за информацию st-MK)
О появлении PH и LF в фильме: некоторые фэны игры считают, что появление в фильме таких монстров, как "Лежачая Фигура" и ПирамидХэд, противоречит сюжету игры и вообще они там не к месту. Ну... что я могу сказать...? Да, противоречит. Но, если так уж критично рассматривать сюжет фильма по Silent Hill, то получается, что весь фильм - одно сплошное большое противоречие с сюжетом игры (чего стоит одно лишь помещение Алессы в Брукхэвен заместо Алчемиллы). Было бы ошибкой представлять сюжет фильма, как нечто, тесно связанное с игрой. Посему, просто радуйтесь, что ради поднятия рейтингов картины среди геймеров, создатели запихнули в фильм вашего любимого монстра ^__^

5) Dark Nurse
Появляющиеся в подвале Брукхэвена медсестры в грязных одеждах, изуродованные лица которых забинтованы. Данные существа почти все время находятся в состоянии комы, и реагируют лишь на свет и прямое соприкосновение. Вооружены скальпелями и ржавыми стальными трубами. Дизайн базируется на образе медсестер из второй части игры. Поведение же существа (стоять смирно, пока не заприметит жертву и потом атаковать) скорее напоминает "Манекенов" из второй части игры.

6) Janitor
Работавший в школе странный уборщик Колин, которого всей душой ненавидела Алесса, стал жертвой ее мести в "ином мире" (мы находим труп уборщика в туалете в "туманной" школе) и превратился в ужасного монстра. В обличии монстра мы встречаем его в альтернативной школе - несмотря на то, что тело ослепшего существа, согнуто пополам, уборщик все еще пытается ползать - по издаваемым им жутким звукам мы можем понять, что Колин испытывает адскую боль. Что же этот парень натворил, что заслужил такую участь!?
О некоторых особенностях дизайна: Согласно комментариям Кристофа Ганса в своем интернет-дневнике, концепция облика данного монстра связана с тем, что именно уборщик сделал Алессе, чем заслужил такую участь ("what did this guy DO to deserve to become a monster? - This question was pivotal in helping us determine the look" - отмечает Ганс связь греха уборщика с внешним видом этого монстра). Как отмечают фэны игры, уборщик связан в такой позе, чтобы не иметь возможности доставить себе удовольствие, а его дергающийся язык говорит о его чрезмерной похотливости, что также может относиться к личности Колина и характеру совершенный им в отношении маленькой Алессы действий (благодарю the-fly за версию).
О создании: уборщик - единственный монстр в игре, который был придуман непосредственно создателями фильма, причем все произошло достаточно спонтанно: при съемках фильма Ганс решил ввести в сцену что-нибудь шокирующее: и за 2 дня был создан этот новый монстр, который потом и появился в фильме. Тем не менее, вводя в игру новое существо, Кристофу Гансу было важно отношение к этому нововведению создателей игры-первоисточника, и он даже спросил мнение Акиры Ямаоки - и к счастью, бессменному звукорежиссеру SH-серии так понравился этот монстр, что он даже попросил дать использовать его в новой игре! (об этом с гордостью пишет в своем дневнике Ганс: "In fact he [Akira Yamaoka] asked if he could use it for a future game"). Действительно нововведение было оправданным; на мой личный взгляд данный монстр получился одним из лучших в фильме.

7) Алесса
Привязанная к парящему над землей каркасу, напоминающему больничную койку, Алесса появляется в последней сцене фильма, чтобы покарать всех сектантов, порубив их на куски неким подобием длинных нитей колючей проволоки. Видимо, дизайн существа базировался на дизайне финального босса второй части игры ("Мэри").